Мастер-класс «Мой ребенок. Какой он?»
Блок упражнений, направленный на формирование у родителей навыков безоценочного, толерантного отношения к детям, создавая атмосферу принятия.
Задачи:
- актуализация родительского опыта
-осознание участниками качеств характера своего ребенка
- смена иррациональных родительских установок
1. Упражнение «Мой ребенок…»
Цель: осознание участниками качеств характера своего ребенка.
Ведущий: Подумайте, пожалуйста, в течение 1 минуты, как можно продолжить фразу «Мой ребенок…».
А теперь свяжите эту фразу с чертами характера своего ребенка и в течение 5 минут письменно 10 раз продолжите ее в разных вариантах, указывая черты характера вашего ребенка. Например: «Мой ребенок аккуратен», «Мой ребенок невнимателен».
Осталась 1 минута, вам необходимо завершить работу.
Посмотрите на качества, которые вы написали. Разделите их на 2 группы:
1-я – те, которые вас устраивают в вашем ребенке;
2-я – те, которые вы бы хотели изменить в нем.
Посмотрите, каких качеств больше – положительных или отрицательных? Выберите, с какими из отрицательных качеств вы хотели бы сейчас поработать, отметьте их для себя.
Отложите на время свои листочки.
2. Упражнение «Уникальность».
Цель: осознание участниками своего отношения к качествам характера своего ребенка.
Ведущий: «Теперь я предлагаю вам обратиться к своему житейскому опыту. Представьте, что вы сейчас находитесь перед большим современным супермаркетом. В нем три этажа:
- на 1-м этаже продаются товары с заведомым браком, низкого качества;
- на 2-м этаже – обычные товары средней цены и качества;
- на 3-м этаже продаются самые лучшие, качественные, добротные, шикарные вещи.
На каком этаже вы бы хотели приобретать товар? (родители отвечают по очереди)
Когда у нас появляется ребенок, мы всегда хотим, чтобы он соответствовал «третьему этажу» – был умный, добрый, посещал музыкальную школу или школу с углубленным изучением иностранного языка. Может быть, воплотил наши несбывшиеся мечты…
Но, к сожалению, в жизни так не бывает. Каждый ребенок уникален. В нем есть что-то от 1-го, 2-го и 3-го этажа.
И ваш ребенок не исключение, вы убедились в этом. В нем есть то, что вам нравится, и то, что вы бы хотели изменить.
3. Групповая работа «Реклама качеств».
Работа проходит в группах по 5-6 человек.
* Посмотрите на качества, которые вы выделили в своем ребенке, требующие, по вашему мнению, изменения. Выберите два из них, которые являются для группы более или менее общими.
Я предлагаю вам сейчас прорекламировать эти качества с целью их продажи – то есть в этих качествах, чертах характера надо найти положительные моменты и рассказать об этом так, чтобы другие группы захотели их купить. Время для работы – 10 минут. (Предупредить группу, когда пройдет половина времени и за минуту до окончания работы.)
Внимание! Сейчас я предлагаю вам выбрать выступающего и прорекламировать качества характера, с которыми вы работали в группах.
Процедура. Один человек от группы представляет рекламу, участники других групп помечают у себя те качества, которые они захотели приобрести.
* Выступление каждой группы.
Сейчас я предлагаю желающим по кругу назвать качества, которые они решили приобрести, по возможности прокомментировав причину своего выбора ( например: упрямство, так как это близко к настойчивости..)
4.Рефлексия групповой работы.
Обсуждение по кругу:
* Легко ли вам было выполнять эту работу?
* В чем сложность?
* Увидели ли вы что-то новое в этом качестве, черте характера?
* Согласны ли вы с тем, что эти черты характера нужны в жизни человека?
* Насколько после проделанной работы вы их принимаете?
В процессе обсуждения ведущий подводит участников группы к пониманию того, что все эти качества необходимы в жизни каждого человека: происходит смена иррациональных родительских установок.
Применение данной последовательности техник показывает хорошие результаты не только в работе с группой, но и в индивидуальном консультировании.
Педагог-психолог
МУ ДПО «Центр сопровождения участников образовательного процесса»
Бородулина О.Н.