Страница обновлена 08.11.2018

Встреча координаторов служб медиации образовательных организаций Ростовского МР

1 ноября 2018 года состоялась встреча координаторов служб медиации образовательных организаций Ростовского муниципального района на тему «Опыт использования примирительной программы «Круг сообщества» в образовательной среде», в которой приняли участие 20 человек.
Ведущие – педагог-психолог МУ Центр «Содействие» Дувакина О.В. – координатор службы медиации в Ростовском МР и Веретенцева И.В. – педагог-психолог МОУ Семибратовская СОШ.
Круги сообщества с большой эффективностью может быть применимы при решении групповых конфликтов в образовательных организациях (группа учеников или целый школьный класс, группа учеников и группа учителей, группа учителей и группа родителей и т.п.). Круги сообществ незаменимы при разрешении таких проблемных вопросов, как школьный буллинг, проблема «изгоев», иных ситуаций группового конфликта. 
Цель Кругов сообществ заключается главным образом в восстановлении коммуникаций и потерянных связей, реабилитации постконфликтного состояния. Круги сообществ, как и медиация, предоставляют спорящим сторонам дополнительные ресурсы в урегулировании конфликта, позволяют участникам услышать и понять друг друга, выработать уникальное и отвечающее именно их потребностям решение. 
На данной встрече участники рассмотрели и обменялись мнениями по следующим вопросам:
- виды кругов сообществ и возможность их применения в разных типах конфликтных ситуаций;
- требования к ведущим и их функции;
- этапы подготовки и проведения круга;
- форма подведения итогов работы круга, рекомендации к оформлению соглашения по обсуждаемым вопросам;
- формы осуществления сопровождения группы после достижения соглашения.
Методические рекомендации по организации кругов сообщества вызвали высокий интерес участников. Следующая встреча медиаторов  запланирована на декабрь.

 


Медиация при разрешении конфликтов в дошкольных образовательных организациях


28 марта 2018 года на базе МДОУ № 23 состоялось совещание для заведующих ДОУ Ростовского МР на тему «Кадровая  политика. Кроме вопросов кадровой политики, затрагивался также аспект урегулирования конфликтов. В  совещании приняла участие  педагог-психолог МУ Центр «Содействие» О.В. Дувакина, выступление которой было посвящено использованию техники восстановительной медиации при разрешении конфликтов в образовательных организациях.
Образовательное пространство – это не только место осуществления учебно-воспитательного процесса, но и группового взаимодействия людей, различающихся по национальности, культурному и материальному уровню, объединенных в одном пространстве и участвующих в различных видах деятельности. Разумеется, в ходе этого взаимодействия возникает большое число конфликтных ситуаций, которые требуется разрешать. В качестве одного из наиболее эффективных методов урегулирования конфликтов выступают восстановительные техники (медиация).
Согласно Федеральному закону от 27 июня 2010 года № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимое лицо либо независимые лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Медиация альтернативна любому директивному способу разрешения споров, когда спорящие стороны лишены возможности влиять на исход спора, а полномочия на принятие решений по спору делегированы третьему лицу.
Принципы медиации:
- Добровольность участников медиации                              
- Равное право для сторон
- Беспристрастность
- Нейтральность медиатора
- Конфиденциальность 
Важнейшими в восстановительном подходе являются понятия ущерба и ответственности. Ущерб понимается широко – что было нарушено или разрушено (в том числе отношения). Наличие этого ущерба воспринимается пострадавшей стороной как несправедливость. При восстановительном  подходе фокус внимания направляется не на наказание виновного, а на заглаживание вреда, восстановление справедливости. «Поиск виноватого» не способствует взаимопониманию и урегулированию конфликта в отличие от обсуждения причиненного вреда и совместного поиска путей его исправления. Снимается эффект сопротивления.
Стратегическая цель внедрения медиативного подхода обозначена в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р, в которой отмечается необходимость «…оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных…». Это случится тогда, когда в нашем обществе ценным станет умение конструктивно обсуждать конфликты и договариваться.


Семинар в рамках деятельности базовой площадки Института развития образования и МИП

16 марта 2018 года на базе МУ  Центр «Содействие» в рамках деятельности базовой площадки Института развития образования и МИП состоялся второй семинар «Развитие морального сознания и компетентности в решении проблем нравственного выбора у обучающихся и воспитанников».
Ведущие семинара: И.Г. Назарова, заведующий кафедрой общей педагогики  и психологии и О.В. Чиркун, старший преподаватель кафедры.
Всего в мероприятии приняли участие 28 человек – представителей образовательных организаций Ростовского МР.
Первая часть семинара « Проектирование воспитывающей среды» проходила в форме работы в малых группах. Участники описали компоненты воспитывающей среды Ростовского муниципального района, их «плюсы» и «минусы» и предложили социально-значимые проекты для восполнения выявленных дефицитов среды.

Результаты наработок групп:
Группа  № 1:
Воспитывающая среда Ростовского МР

Компоненты воспитывающей среды
+
-  (дефициты воспитывающей среды)
Семья
Формирование основ нравственного мировоззрения
Формирование привязанности
Осуществление психологической защиты
Досуг
Положительный пример родителей
Сохранение традиций малого города
При дисгармоничной семье:
эмоциональная депривация, отрицательный пример родителей.
Большое количество родителей не может найти работу по месту проживания, работают удалённо (Ярославль, Москва)
Образовательные организации
Образование Структурирование времени

Воспитание
Организация досуга через внеклассную деятельность
«Попытки» установления взаимосвязи с семьёй
Организация летнего оздоровительного отдыха
Формализм в проведении мероприятий воспитательной направленности
Большая учебная нагрузка
Отсутствие реального взаимодействия с семьёй (директивность, претензии).
СМИ, Интернет
Информативность
Доступность
Расширение кругозора
Возможность общения (хотя бы виртуального)
Много негативной информации
Формирование зависимости
«Улица»
Опыт реального общения со сверстниками

Досуг
Не весь опыт и формы досуга позитивны. Особенность малого города – мало альтернатив при организации досуга.
 
Средствами устранения дефицитов воспитывающей среды является создание служб медиации.

В качестве проекта, направленного на устранение дефицитов, был предложен также проект «Семейный клуб», который может быть создан в любой образовательной организации.
Проект «Семейный клуб»
Цель: совершенствование содержания и условий воспитания детей.
Задачи:
- повышение психолого-педагогической грамотности родителей;
- гармонизация внутрисемейного общения;
- оптимизация взаимодействия школы и семьи.
Результат:
- повышение доли участия родителей в организации мероприятий духовно-нравственной, патриотической и спортивной направленности;
- расширение круга участников клуба;
- повышение уровня эмоционального благополучия детей.

Группа № 2:
Воспитывающая среда Ростовского МР
+
-
Воспитание
Формирование гражданской позиции
Воспитание толерантности (дети разных национальностей обучаются в одной школе)
Развитие патриотизма
Организация летнего отдыха
Возможность выбрать православное образование (Варницкая гимназия)
Отсутствие реального контакта с родителями
Ослаблен контроль со стороны родителей
Негативное влияние Интернета и СМИ

Минимальная материальная база
Узкий спектр выбора форм проведения досуга, особенно в сельской местности
Некоторые услуги только на платной основе


В качестве проекта, направленного на устранение дефицитов воспитывающей среды был предложен проект «Мы вместе».
Проект «Мы вместе»
Цель: совершенствование системы взаимодействия родителей, детей и педагогов.
Направления:
- патриотическое
- духовно-нравственное
- экологическое
- гражданско-правовое
- эстетическое
- физическое
Проект может быть реализован при сотрудничестве педагогов, узких специалистов, специалистов КДН и ЗП, ПДН, социальных партнёров, родителей.
Результат: воспитание достойного гражданина.

Группа № 3:
Воспитывающая среда Ростовского МР
Компоненты воспитывающей среды
+
дефициты
Образовательные  организации (школы, детские сады, учреждения дополнительного образования)
Осуществление образования на основе ФГОС
Разнообразие воспитательных мероприятий
Отсутствие преемственности

Большая учебная нагрузка
Учреждения культуры
Сохранение культурно-исторических ценностей
Платные услуги
Семья
Привитие базовых ценностей
Занятость родителей
Перекладывание воспитательных функций на образовательные организации
Семейное неблагополучие
Ослабление контроля со стороны родителей

В качестве способа устранения дефицитов воспитывающей среды был предложен проект «Я – законопослушный гражданин».
Проект «Я – законопослушный гражданин»
Цель: создание условий для формирования законопослушного поведения несовершеннолетних.
Этапы реализации:
Ознакомление с законодательными актами РФ о формах ответственности за нарушения.
Проведение тренингов, направленных на профилактику асоциального проведения несовершеннолетних
Использование активных участников из числа подростков для передачи опыта более младшим: конкурсы наглядной агитации, классные часы, беседы, квесты, акции.
Результаты:
Повышение количества мероприятий, направленных на вовлечение детей в активную общественную жизнь.
Участники  семинара оказались едины в том, что одним из средств устранения дефицитов воспитывающей среды в Ростовском муниципальном районе является создание служб медиации.
Вторая часть семинара была посвящена опыту деятельности служб медиации Ростовского МР. Ведущие актуализировали знания участников о видах восстановительных техник, их преимуществе перед традиционными методами разрешения конфликтов в образовательной среде (конфликтные комиссии и т.п.), отметив, что основная альтернатива восстановительного подхода состоит в отсутствии директивности при разрешении того или иного случая.
Далее педагог-психолог И.В. Веретенцева познакомила участников с опытом работы службы медиации (примирения) в Центре духовного возрождения п. Семибратово.
В заключение семинара-практикума участники заявили о своей потребности практической проработки методик применения круга сообществ и семейной конференции.

Cеминар «Развитие морального сознания и компетентности в решении проблем нравственного выбора у обучающихся и воспитанников

14 февраля 2018 года в рамках деятельности муниципальной инновационной площадки «Развитие муниципальной Службы медиации в образовательной среде Ростовского муниципального района» состоялся семинар на тему: «Развитие морального сознания и компетентности в решении проблем нравственного выбора у обучающихся и воспитанников» . Семинар был организован на базе МОУ СОШ № 3 г. Ростова кафедрой общей педагогики и психологии ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» г. Ярославля и  Центром  «Содействие». Ведущий: Назарова Инна Григорьевна, зав. кафедрой общей педагогики и психологии ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования».
В семинаре  приняли участие 34 специалиста из образовательных организаций Ростовского муниципального района.
На семинаре был рассмотрен алгоритм рассмотрения конкретного случая (конфликта), с целью подбора метода проведения восстановительной процеду-ры: участники конфликта, суть конфликта, способы решения проблемы (классические), альтернативные способы решения конфликта. Также была рассмотрена методика проведения семейной конференции.
Семинар способствовал повышению профессиональной компетенции специалистов образовательных организаций Ростовского муниципального района в области реализации медиативного и восстановительного подхода.


Подведение итогов деятельности муниципального ресурсного Центра

31 января 2018 года специалисты МУ Центр «Содействие» М.П. Бланк, И.Н. Зорина на совещании руководителей муниципальных образовательных организаций Ростовского муниципального района представили результаты проектной деятельности за 2017 год в статусе муниципального ресурсного центра по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних.
Комплексный подход в решении проблем профилактики и научное сопровождение Проекта Институтом развития образования Ярославской области  позволили за данный период повысить эффективность работы в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних в образовательной среде Ростовского муниципального района; а также повысить психолого-педагогическую грамотность родителей (законных представителей) по вопросам воспитания детей, профессиональную компетентность педагогов и других специалистов системы профилактики муниципального района и в целом снизить подростковую преступность на 38%.

 


Межведомственный семинар по теме «Компетенции специалистов системы профилактики по организации работы  с  семьями,  находящимися в социально опасном положении»

29 ноября 2017 года в МУ Центр «Содействие» состоялся межведомственный семинар на тему «Компетенции специалистов системы профилактики по организации  работы  с  семьями,  находящимися в социально опасном положении». Семинар был организован кафедрой общей педагогики и психологии ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» г.Ярославля и  Центром  «Содействие», являющегося базовой площадкой ИРО  по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних в образовательной среде Ростовского муниципального района.
В семинаре  приняли участие 43 специалиста из различных ведомств  и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, представителей общественных комиссий по делам несовершеннолет-них сельских администраций Ростовского МР.
Программа семинара состояла из 3-х блоков:
 -Государственный приоритет поддержки семьи. Приоритетные направления деятельности специалистов с   семьями,  находящимися в социально опасном положении.
- Анализ реализации приоритетных  направлений деятельности специалистов с семьями, находящимися в СОП.
-Способы решения проблем профилактики. Актуальные социально-педагогические технологии работы с семьями, находящимися в СОП.
Участники семинара были разделены на 4 группы. В 1 блоке семинара в соответствии с ФЗ РФ №120-ФЗ «Об основах системы профилактики  безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»  слушатели  отрабатывали основные направления деятельности, содержание работы отдельных субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – органов управления образования,  опеки и попечительства,  социального обеспечения населения,  здравоохранения, молодежи культуры и спорта,  а также их подведомственных учреждений. 
Ведущий семинара Назарова И.Г. предложила каждой группе    показать спосо-бы решения проблемы профилактики – как  на практике применяется нормативно правовая база в работе с семьями, находящимися в СОП. Участники представили свои  алгоритмы работы с момента выявления неблагополучия  до   оказания необходимой помощи. В ходе обсуждения выявлены проблемы меж-ведомственного характера.
Групповая работа была нацелена на максимальное и эффективное использование внутренних  и внешних  ресурсов,  в частности предложено  активней использовать формы работы с семьями, находящимися  в СОП, такие,  как наставничество, волонтерство.   
Назарова И.Г. познакомила участников семинара  с технологией междисциплинарного ведения случая – гейткипинг. Гейткипинг- это система принятия решений в интересах ребенка, направляющая социальные услуги на поддержку семьи и предотвращающая попадание ребенка под опеку государства. Разработка и внедрение  такой технологии обусловлено  определенными проблемами в профилактической работе с семьями и детьми, находящимися в СОП:
- Осуществление комплексной реабилитационной работы специалистов на поздних стадиях девиантных проявлений.
- Формальное взаимодействие субъектов профилактики в рамках комплексных планов реабилитации несовершеннолетних.
- Формальность в проектировании и осуществлении реабилитационных про-грамм (отсутствие комплекса деятельностей несовершеннолетнего и комплекса деятельностей субъектов профилактики).
- Недостаточное включение самого несовершеннолетнего в деятельность по его  ресоциализации.
Как показал анализ семинара,   все участники имеют правильное представление о действующем законодательстве. Но в отдельных вопросах профилактики  имеются определенные ведомственные  разногласия.
В целом семинар способствовал повышению профессиональной компетенции специалистов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несо-вершеннолетних Ростовского МР.


На областном Фестивале детских служб медиации (примирения)

 

16 ноября 2017 года Н.Г. Демичева совместно с представителями ОДН и ЗП и МОУ Семибратовская СОШ приняли участие в мероприятии, на котором подводились итоги областного фестиваля детских служб медиации (примирения). 
Всего в Фестивале приняло участие около 200 человек, в том числе гости из образовательных организаций г. Иваново. Торжественное награждение лауреатов и победителей осуществили начальник Управления по социальной и демографической политике Правительства ЯО Марина Валерьевна Башмашникова и первый заместитель директора департамента образования ЯО Светлана Викторовна Астафьева. Особый подарок подарили детские творческие коллективы.
От всей души поздравляем коллег из области, особенно близкий нам Центр – МУ «Городской центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» г. Ярославль, чей мастер-класс по теме «Школьный буллинг и кибер-моббинг. Актуальные вопросы и способы профилактики» был особо востребован. Благодарим И.Г. Назарову за приглашение на такое полезное мероприятие.


Обучение волонтерских отрядов Ростовского МР

16 ноября 2017 года специалисты МУ Центр «Содействие» организовали и провели на базе МАУ «Городской центр молодежи  и спорта» г. Ростова тренинговые занятия для молодежных волонтерских отрядов  Ростовского муниципального района. 
Участниками тренинга в этом году стали 30 детей и 6 взрослых, представляющих свои волонтерские команды: 
«Позитив» – МОУ гимназия им. А.Л.Кекина), «Альтруисты»  - МОУ СОШ №2,
 «Стимул» – МОУ СОШ №3, «Волонтеры» – МОУ СОШ №4,
«Феникс» – МОУ Семибратовская СОШ, «Мы» – МАУ «Городской центр молодежи и спорта».
Ведущие курса: О. В. Дувакина, Д. С. Зеленкова, Д. Н. Малова – педагоги-психологи МУ Центр «Содействие»
Данное мероприятие состоялось в рамках реализации муниципальной целевой программы «Профилактика безнадзорности, правонарушений и защита прав несовершеннолетних» на период 2015-2017 годы и при поддержке ОДН и ЗП. 
Цель занятий – подготовка волонтеров для работы в среде сверстников и детей более младшего возраста. 
В ходе  программы состоялась презентация   волонтерских отрядов:  Затем  педагоги Центра с детьми  провели тренинговые занятия, включающие в себя дискуссионные, ролевые игры, моделирование и анализ проблемных ситуаций; совместное обучение детей и взрослых и др.
Занятия направлены на повышение осведомленности участников в сфере первичной профилактики; обучение участников навыкам ведения профилактической работы со сверстниками и младшими школьниками; формирование у подростков стратегий и навыков эффективного поведения; активной позиции; навыков «помогающего поведения. Феномен «помогающего поведения» выступает базой общественной активности, создает атмосферу, располагающую к добровольческой деятельности, уважению друг к другу, взаимопомощи.
В конце занятий с участниками было проведено анкетирование с целью оценки эффективности проведённого тренинга. Наиболее важным для них стало:
80% – интересные игры и задания;
52% – знания, полученные на мероприятии (навыки  противостояния давлению, оказания эмоциональной поддержки и др.);
29% – обсуждение важных тем;
16% – новые знакомства;
13% – доброжелательная, приятная атмосфера.

Желаем командам успехов в дальнейшей волонтерской деятельности. Готовы всегда вам помочь в этой важной и нужной области!


Работа с молодежью, находящейся в социально-опасном положении: курсы повышения квалификации педагогов Ростовского МР

С 15 ноября 2017 года на базе МУ Центр "Содействие" началось обучение педагогических работников Ростовского муниципального района по программе повышения квалификации «Работа с молодежью, находящейся в социально-опасном положении». Разработчики и ведущие курсов: Инна Григорьевна Назарова, заведующий кафедрой общей педагогики и психологии ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» и  Ольга  Владимировна Чиркун, старший преподаватель кафедры общей педагогики и психологии ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования».
Программа рассчитана на 36 часов, имеет очно-заочный характер обучения. 
Проблема психолого-педагогической поддержки обучающихся оказавшихся в социально опасном положении остается на сегодняшний день достаточно актуальной в системе образования, в том числе и в Ростовском муниципальном районе, требует особого внимания со стороны всех субъектов образовательного процесса. 
Цель обучения: оказание теоретической и практической помощи педагогическим работникам образовательных организаций в обеспечение доступности профессиональной, качественной, адресной, своевременной и эффективной помощи  несовершеннолетним (категория – молодежь), находящихся в социально-опасном положении.
Задачи: 
1)    расширить знания педагогов в области эффективного использования технологий работы с молодежью, находящейся в социально-опасном положении;
2)    научить применению технологий  работы с молодежью, находящейся в социально-опасном положении;
3)    обеспечить уровень готовности педагога применения в практике полученных в процессе обучения знаний и умений.
Содержание программы повышения квалификации отвечает новым запросам современного законодательства в области защиты прав и интересов детей и подростков. 
Выбор технологий программы продиктовано анализом социальных ситуаций в регионе по результатам заключений мобильных групп (КДН И ЗП при Правительстве Ярославской области).
Данная Программа учитывает материалы, разработанные в ходе инновационной деятельности ИРО; материалов полученных в результате работы регионального ресурсного центра «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних» (http://www.iro.yar.ru/index.php?id=456) и функционирования базовых площадок.
Итоговое занятие по программе состоится 06 декабря 2017 года.


Семинар в Угодичской школе

2 ноября 2017 года в рамках реализации МУ Центр «Содействие»  «дорожной карты» по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних в образовательной среде Ростовского муниципального района педагогами-психологами Центра С.В. Дойковой и О.В. Дувакиной для педагогов Угодичской ООШ был проведён семинар-практикум, включающий в себя две важные и взаимосвязанные темы: «Бесконфликтное педагогическое общение» и «Профилактика эмоционального выгорания педагогов».
В ходе семинара педагоги получили возможность повысить свою профессиональную компетентность в области эффективной педагогической коммуникации, профилактики конфликтов в педагогической деятельности и в вопросах профилактики и преодоления синдрома эмоционального выгорания.
На мероприятии были рассмотрены теоретические аспекты социальной конфликтологии,  возникновения эмоционального выгорания педагогов. Следствием эмоционального выгорания является такое негативное проявление профессиональной деятельности, как стандартизация общения, применение в работе стереотипных навыков, одинаковых заготовок, подмена творческой продуктивной деятельности формальным исполнением своих обязанностей, желание снизить объем работы, то есть, в конечном итоге, снижение эффективности педагогической деятельности.
Практическая часть занятия позволила педагогам осознать свой собственный коммуникативный стиль, причины  трудностей в профессиональном общении, а также способствовала формированию навыков эффективного  общения, выработке конструктивных стратегий поведения в конфликтных ситуациях. При выполнении практических тренинговых упражнений педагоги получили возможность опробовать различные стили коммуникации, чтобы иметь возможность выбора наиболее приемлемого индивидуального коммуникативного стиля.
При проведении данных занятий внимание уделялось не только освоению навыков саморегуляции, но и формированию эффективных копинг-стратегий поведения, развитию ресурсов личности и поддержанию  позитивной Я-концепции.
Наиболее ценным результатом данного занятия педагоги школы считают, что они  получили  возможность  обыграть наиболее сложные моменты в общении, как с родителями,  так и с учениками, и найти   наиболее продуктивные способы выхода из них.


Семинар в Семибратовской школе

31 октября 2017 года в рамках  реализации проекта  «Дорожная карта» по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних в образовательной среде Ростовского муниципального района, педагогом-психологом  МУ Центр «Содействие» С.В.Дойковой , для группы педагогов МОУ Семибратовская СОШ был проведён семинар-практикум на тему «Эффективное взаимодействие с родителями трудных детей ». В ходе семинара были рассмотрены вопросы работы с детьми, имеющими проблемное поведение. Педагоги проанализировали причины возникновения сложного поведения, познакомились с эффективными технологиями коррекционного воздействия. Основной акцент был сделан на работу с семьёй.  Педагоги получили опыт построения эффективного взаимодействия с родителями, повысили квалификацию в области эффективного педагогического общения.

 


Семинар для специалистов МАУ «Городской Центр молодежи и спорта»

18 октября 2017 года в рамках  реализации   «Дорожной карты» по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних в образовательной среде Ростовского муниципального района, педагогом-психологом  МУ Центр «Содействие» С.В. Дойковой был проведён семинар-практикум на тему: «Эффективное взаимодействие с «трудными» детьми и их родителями» для специалистов МАУ Городской Центр молодежи и спорта». 
В ходе семинара были рассмотрены вопросы работы с детьми, имеющими проблемное поведение, теоретические и практические  аспекты социальной конфликтологии.
Участники проанализировали причины возникновения «трудного» поведения, познакомились с эффективными технологиями коммуникации, проанализировали собственный коммуникативный стиль, причины  трудностей в профессиональном общении. 
В ходе семинара специалисты получили опыт построения эффективного взаимодействия с детьми и родителями, повысили квалификацию в области эффективного педагогического общения, профилактики конфликтов, наработали конструктивные стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
Темой следующего семинара станет профилактика эмоционального выгорания специалистов и освоение копинг-стратегий (совладающего поведения), развитие ресурсов личности специалистов.


Профилактика экстремистских проявлений среди обучающихся

10 октября 2017 года И.Н. Зорина, заместитель директора МУ Центр «Содействие» приняла участие в семинаре ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» на тему: «Профилактика экстремистских проявлений среди обучающихся».
На семинаре выступил представитель Департамента региональной безопасности – Горюнов Александр Павлович, отдела профилактики экстремизма и терроризма. Сотрудники кафедры физической культуры и безопасности жизнедеятельности представили отчет о прошедшем 18-19 сентября 2017 в Москве форуме «Противодействие идеологии терроризма и экстремизма в образовательной сфере и молодежной среде».
Подводя итоги семинара, участниками было отмечено, что противодействие идеологии терроризма и экстремизма должно стать неотъемлемым компонентом и обязательной составляющей в повседневной деятельности образовательных организаций, органов власти всех уровней, институтов гражданского общества, и эта работа должна проводиться в тесном взаимодействии с антитеррористическими комиссиями в субъектах Российской Федерации.


 

Заседание методического объединения социальных педагогов Ростовского МР

04 октября 2017 года состоялось первое заседание методического объединения социальных педагогов образовательных организаций Ростовского муниципального района в 2017 – 2018 учебном году на тему «Профилактика противоправного поведения несовершеннолетних в Ростовском МР. Планирование работы МО на год». В заседании приняли участие 20 специалистов, в том числе представители начального и среднего профессионального образования.
В ходе заседания Галингер Ирина Иосифовна, заместитель начальника Отдела участковых уполномоченных полиции и подразделения по делам несовершеннолетних, начальник отделения по делам несовершеннолетних ОМВД России по Ростовскому району, представила участниками статистику по преступности несовершеннолетних за 9 месяцев 2017 года, дала рекомендации по составлению и направлению информации от образовательных организаций в полицию, в случаях уклонения родителей от воспитания и обучения ребенка, совершения противоправных действий и т.д.; разъяснила порядок взаимодействия образовательной организации и полиции по предупреждению и коррекции противоправного поведения несовершеннолетних и в отношении их.
Далее Ромашева Ирина Владимировна, главный специалист Отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Ростовского МР познакомила участников с актуальными аспектами профилактической работы в новом учебном году, проведения индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними, состоящими на учете и их семьями.
Заместитель директора МУ Центр «Содействие» Зорина Инна Николаевна рассказала о проектной деятельности Центра в рамках базовой площадки ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования», реализации «дорожной карты» по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних в образовательной среде РМР; о предстоящем областном профилактическом Конкурсе.
Руководитель методического объединения Н.Г. Демичева ознакомила участников профессиональным стандартом деятельности социального педагога, темами курсов повышения квалификации. Были получены предложения по планированию заседаний методического объединения социальных педагогов ОО РМР в учебном году.


Участие в  I Межрегиональном форуме служб школьной медиации «Современная школа – безопасная среда для детей и взрослых»

29 сентября 2017 года в рамках деятельности Базовой площадки «Института развития образования» и муниципального ресурсного центра по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних заместитель директора Центра Н.Г. Демичева в составе делегации из Ярославской области  приняла участие в I Межрегиональном форуме служб школьной медиации «Современная школа – безопасная среда для детей и взрослых», организованном научно-методическим центром педагогической рискологии в г. Москва.
В работе форума приняло участие более 270 человек. В пленарном заседании с докладами выступали Богомолова И.М., зав. отделом профилактики асоциальных явлений и социально-педагогической поддержки детства министерства образования МО; Богуславский М.В., д.п.н., профессор, член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник ЦПР; Быкова М. В., научный сотрудник ФГБУ «Федеральный институт медиации» г. Москва; Коновалов А.Ю., разработчик концепции школьных служб примирения, сотрудник и член коллегии Межрегионального общественного Центра «Судебно-правовая реформа» г. Москва.
Также своим опытом работы в системе медиации в образовании поделилась Назарова И.Г., к.п.н., зав. кафедрой общей педагогики и психологии ГАУ ДПО Институт развития образования Ярославской области, научный руководитель базовой площадки Центра "Содействие".
В практической части форума для участников были проведены мастер-классы по медиативной практике: специалист Центра «Содействие» посетил мастер-класс МБОУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Мытищинский» – «Медиативный подход в разрешении конфликтных ситуаций в подростковой среде».
По завершению практической части были подведены итоги работы форума, установлены новые контакты.


Заседание методического объединения педагогов-психологов Ростовского МР

20 сентября 2017 года состоялось МО педагогов-психологов ОО РМР на тему «Профилактика отклоняющегося и противоправного поведения несовершеннолетних. Планирование работы МО на  2017-2018 учебный год». 
На МО присутствовали 25 человек. 
Руководитель МО С.В. Дойкова представила методическую тему МО на текущий учебный год: «Профилактика отклоняющегося и противоправного поведения несовершеннолетних», ознакомила педагогов-психологов с самоанализом службы практической психологии в системе образования Ростовского МР за 2016-2017 учебный год, основными направлениями и результатами деятельности службы.
Заместитель директора Центра «Содействие» И.Н. Зорина представила «Анализ подростковой преступности за 7 месяцев 2017 года, ознакомила с актуальными аспектами ведения профилактической работы с несовершеннолетними».
По итогам МО педагоги-психологи приняли решение продолжить работу по повышению компетентности в области профилактики отклоняющегося и противоправного поведения несовершеннолетних, провести ряд мероприятий, в том числе областной семинар в апреле 2018 года. А также принять участие  в проводимой в 2017 году областной     психологической конференции, представить материалы на выставку-конкурс «Психологические ресурсы образования»


Заседание совместного методического объединения учителей-логопедов и учителей-дефектологов Ростовского МР

19 сентября 2017 года на базе МДОУ №17 г.Ростов состоялось первое заседание совместного методического объединения учителей-логопедов и учителей-дефектологов Ростовского МР.
Заместитель директора МУ Центр «Содействие» Зорина Инна Николаевна рассказала о проектной деятельности Центра, о реализации «Дорожной карты», отметила значимость работы по ранней профилактике детского неблагополучия в сфере образования РМР.
Далее участники МО утвердили годовую тему «Создание специальных условий обучения детей с ОВЗ в рамках психолого-методического обеспечения образовательного процесса в ОО РМР», а также план мероприятий на 2017-2018 учебный год.
Учитель-логопед МДОУ №17 Родионова Марина Владимировна показала открытое занятие по теме «В поисках следов осени» в форме квест-игры и рассказала об эффективном использовании квест-игры в логопедической практике.
Далее руководитель МО Барсукова Марина Валентиновна выступила с докладом о специальных условиях обучения детей с ОВЗ, о компонентах коррекционно-образовательного процесса в ОО, уточнила правила ведения необходимой документации специалиста.

 


Совещание по дорожной карте «Профилактика противоправного поведения несовершеннолетних в РМР»









 

25 августа 2017 года на базе МУ Центр  «Содействие» в рамках реализации «Дорожной карты» по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних в образовательной среде Ростовского муниципального района состоялось рабочее совещание координаторов организаций – соисполнителей Базовой площадки Института развития образования: МДОУ № 20, МОУ СОШ №3 г. Ростова, МОУ Семибратовская СОШ и МАУ Городской центра молодежи и спорта.
В ходе совещания были определены перспективы дальнейшей совместной работы по реализации Проекта на предстоящий учебный год.
И.Н. Зорина, координатор Проекта, представила участникам совещания  краткий анализ подростковой преступности в Ростовском МР за 6 месяцев 2017 года. Отметила, что участникам Проекта, прежде всего, необходимо использовать и наращивать собственные ресурсы для решения проблемы противоправного поведения. В свою очередь, Центр «Содействие» готов оказывать информационно-методическую помощь по данному направлению, а в случае необходимости и практическую.
Специалисты Центра Содействие» – руководители методических объединений: педагог-психолог Дойкова С.В. и учитель дефектолог Курганова Е.А. ознакомили соисполнителей Проекта с основными услугами Центра, в частности с образовательными программами для детей,  родителей, педагогов.
Участники совещания определили и включили в планы профилактической работы своих учреждений дополнительные мероприятия, которые проведут специалисты Центра «Содействие» в 2017-2018 учебном году в рамках деятельности Базовой площадки «Института развития образования» и муниципального ресурсного центра.
Все участники совещания отметили актуальность и продуктивность данной встречи, направленной на активизацию и координацию деятельности по предупреждению и снижению детского неблагополучия.


Комплексный подход к профилактике правонарушений несовершеннолетних на муниципальном уровне

9 июня 2017 года на базе Центра внешкольной работы г. Ростова в рамках МЦП «Профилактика безнадзорности, правонарушений и защита прав несовершеннолетних на 2015 – 2017 гг.» состоялся межведомственный семинар на тему «Комплексный подход к профилактике правонарушений несовершеннолетних на муниципальном уровне».
Семинар организован кафедрой общей педагогики и психологии ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» г. Ярославля и МУ Центр «Содействие» г.Ростова –муниципальным ресурсным центром по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних в образовательной среде. На встрече присутствовало 43 специалиста из различных ведомств  и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Ростовского МР.
Открылся семинар выступлением Марии Павловны Бланк, директора МУ Центр «Содействие». Продолжила семинар Назарова Инна Григорьевна, заведующий кафедрой общей педагогики и психологии ГАУ ДПО ЯО ИРО с актуальными вопросами профилактики противоправного поведения детей и подростков в современных условиях; координации деятельности субъектов профилактикив МР. Назарова И.Г. познакомила участников с Концепцией развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.03.2017 №520, и  Планом мероприятий по ее реализации.

Далее была проведена деловая игра «Комплексирование ресурсов профилактической деятельности в МР», в ходе которой участники по группам обсуждали следующие направления в профилактическом пространстве: «Привлекаемые внешние ресурсы для обучения, воспитания и развития ребёнка», «Условия, необходимые для развития внутренних ресурсов ребёнка», «Условия, необходимые для индивидуального прогресса ребёнка (развития навыков, способностей ребёнка)».
Завершился семинар презентацией модели обогащения профилактического пространства МР на основе единичных проектов – участников и соисполнителей базовой площадки ГАУ ДПО ЯО ИРО: МУ Центр «Содействие», МДОУ «Детский сад№20», МОУ СОШ№3, МОУ Семибратовская СОШ и вручением сертификатов участия в базовой площадке.


Безопасное и ответственное поведение

 23-24 мая 2017 года  специалистами МУ Центр "Содействие" были проведены  занятия с элементами тренинга для обучающихся 7 "А" и 7 "Б" классов МОУ СОШ№3 г. Ростова  «Безопасное и ответственное поведение».

В начале занятия участники поближе познакомились  других друг с другом с помощью упражнения «Щит», рассказали о своих увлечениях, семье, мечтах, достижениях, определили свои сильные стороны.

Затем работая в группах, определили основные опасные ситуации, в которые могут попасть подростки и наработали  способы предотвращения и снижения риска, подискутировали на темы «Дружбы», «Безопасности», «Уважения».

Занятия прошли в благоприятной психологической атмосфере, дети выразили желание продолжить встречи в будущем.

 

 

 


Установочный семинар  «Профилактика противоправного поведения несовершеннолетних»
13 апреля 2017 года  в  Центре внешкольной работы для директоров, заместителей и педагогов школ муниципального района прошел  установочный семинар  «Профилактика противоправного поведения несовершеннолетних». Проблемы  подростковой преступности и межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в районе остаются актуальными. С целью их решения управление образования поручило МУ  Центр «Содействие»  разработать «дорожную карту» по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних в образовательной среде, которая была представлена участникам семинара, в ходе реализации которой в образовательной среде планируется создание  в районе организационно-методических и психолого-педагогических  условий  для повышения эффективности в профилактической работе. В рамках реализации Проекта Центр является не только базовой площадкой Института развития образования, но ему отведена  роль муниципального ресурсного центра в данном направлении работы.
На семинаре перед собравшимися выступила заместитель главы администрации, председатель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав  Н.В. Сорокина  Начальник управления образования А.С. Федосеев  отметил  роль системы образования  в  профилактической работе с детьми и подростками.
Заведующей кафедрой общей педагогики и психологии института развития образования Ярославской области  И. Г. Назаровой на семинаре представлен научный подход  в решении вопросов профилактики правонарушений несовершеннолетних в современных условиях. Инна Григорьевна подробно остановилась на средствах и инструментах  улучшения профилактической  работы.
Далее участникам семинара предложена работа в группах, в ходе которой  они обобщили свой опыт работы в сфере профилактики и внесли своевременные предложения для развития социального партнёрства в муниципальном районе.