Вас приветствует Маргарита Алекссевна Градова,
учитель-дефектолог МУ Центр "Содействие" г. Ростова
общий стаж: 26 лет 04 мес. 20 дн.
педагогический стаж: 22 лет 1 мес. 5 дн.
образование: высшее, ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, диплом АВС 0520158 от 12.06.1997 г., Учитель биологии и химии по специальности «Биология»,
ГОАУ ЯО «Институт развития образования», диплом о профессиональной переподготовке ПП-I № 594921 от 24.03.2012 г., Логопедия и олигофренопедагогика
категория: первая категория курсы повышения квалификации
тел.:8 (48536) 7 41 81 электронная почта: pms-zentr@mail.ru
Достижения
События
Заседание регионального методического объединения учителей-логопедов и учителей-дефектологов
2 апреля 2025 года в рамках Фестиваля инклюзивных практик Ярославской области состоялось заседание регионального методического объединения учителей-логопедов и учителей-дефектологов образовательных организаций Ростовского, Гаврилов-Ямского, Борисоглебского, Ярославского и Переславского районов на тему: «Современные образовательные технологии как средство повышения качества коррекционной помощи детям с ОВЗ».
Организаторами мероприятия выступили: ГАУ ДПО ЯО ИРО г. Ярославль, Управление образования администрации Ростовского МР, МУ Центр «Содействие», ГМЗ «Ростовский кремль».
Заседание прошло на базе ГМЗ «Ростовский кремль», в музее Ростовского купечества.
С приветственным словом к участникам МО выступила директор МУ Центр «Содействие» М. П.Бланк.
Далее заместитель директора центра «Содействие» Е. Ю. Шоренкова рассказала об информационно-методической деятельности Центра как одном из направлений работы специалистов.
Учитель-логопед МДОУ детский сад №8, г. Ростов Великий М. М. Мирасова выступила по теме «Формирование фонематических процессов у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста средствами современных логопедических игр и пособий».
Учитель-логопед МДОУ детский сад №23, г. Ростов Великий Т. В. Пакина поделилась опытом работы логопеда в летний период, рассказала о речевом лагере «Территория слов».
Далее А. В.Сорокина, учитель-логопед МДОУ детский сад №1 г. Ростов Великий, провела с участниками заседания мастер-класс «Использование универсальных дидактических игр в коррекционной работе с детьми с ОВЗ».
М. А. Градова, учитель-дефектолог МУ Центр «Содействие», не только рассказала о том, как развивать межполушарное взаимодействие у младших школьников, чтобы повысить их успеваемость, но и провела мастер-класс на эту тему.
Далее Е.Е. Онищенко, руководитель арт-студии «Зелёная полоса» ГМЗ «Ростовский кремль» выступила с докладом «Приобщение детей с ОВЗ к историческому и культурному наследию через совместные проекты образовательных и социокультурных учреждений».
Далее М. П. Бланк подвела итоги заседания. Мероприятие завершилось экскурсионной программой «Кекины: род, судьба, наследие».
Межрайонный семинар «Ребенок в зоне внимания учителя»
26 марта 2025 года с целью повышения качества образования обучающихся с ОВЗ, оказания методической помощи педагогам на базе МОУ Карабихская ОШ Ярославского МР состоялся практический межрайонный семинар – педагогическая мастерская «Ребенок в зоне внимания учителя».
Организаторами мероприятия являлись: методическая команда педагогов Ярославского МР по сопровождению детей с ОВЗ, МУ Центр «Содействие» г. Ростов, МУ Центр «Стимул» г. Тутаев.
Всего в работе межрайонного семинара приняли участие 89 педагогических работников Ярославской области.
С приветственным словом к участникам семинара обратилась начальник управления образования администрации Ярославского МР Корсакова Л.Ю., обозначив актуальность создания открытой, адаптированной, целостной системы обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Затем руководитель районного методического объединения педагогов по сопровождению детей с ОВЗ Ярославского МР, учитель Дубковской СШ Кротова О.В. озвучила программу мероприятия, темы мастер-классов, представила выступающих.
Далее состоялась работа четырех секций, в рамках которых был рассмотрен практический опыт по выполнению рекомендаций ПМПК. Педагоги представили различные методы, формы и приемы работы с обучающимися на всех этапах урока в условиях инклюзивного класса.
Мастер-класс «Контроль за становлением учебно-познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ» провела учитель МОУ Карабихской ОШ Юдина Т.Н.
Мастер-класс «Упрощение системы задач для обучающихся с ОВЗ» провели педагог-психолог МОУ Кузнечихинская СШ Казакова Т.В. и учитель-дефектолог Романова М.А.
Мастер-класс «Актуализация знаний, умений и навыков в новых учебных ситуациях» провели учитель начальных классов МОУ Дубковская СШ Кротова О.В. и учитель математики Лапина М.Г.
Мастер-классы «Использование наглядных, практических и словесных методов обучения и воспитания с учетом психофизического состояния ребенка» провели учитель русского языка и литературы МОУ Карабихской ОШ Коршунова О.В., педагог-психолог МУ Центра «Стимул» г. Тутаев Петухова Н.А., учитель-дефектолог Семенюк И.В. и учитель-дефектолог МУ Центра «Содействие» г. Ростов Градова Маргарита Алексеевна.
Следующим этапом мероприятия стало лекционно-практическое занятие «Повышение личностных ресурсов педагога, сопровождающего детей с ОВЗ», которое провели Дойкова С.В. и Дувакина О.В., педагоги-психологи МУ Центра «Содействие» г. Ростов. Тема актуальна для педагогов, так как работа с детьми с особыми образовательными потребностями отличается высокой трудоёмкостью и энергозатратностью.
Итоги семинара подвела Громашева С.В., заместитель начальника управления образования Ярославского МР. Затем Бланк М.П., директор МУ Центр «Содействие» обозначила нововведения и ключевые моменты работы психолого-педагогических, медицинских и социальных Центров по сопровождению инклюзивного образования, выразила признательность за реализацию и продвижение идей инклюзивного образования, поблагодарила организаторов и участников за активную работу и наметила перспективы дальнейшего сотрудничества.
Далее участникам межмуниципального семинара была предоставлена возможность посетить Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А. Некрасова. Гости познакомились с историей усадьбы, судьбой Н.А. Некрасова и его семьи.
Надеемся каждый участник семинара получил полезную, важную для своей работы информацию, новые знания, практический опыт.
Реализация программы «Сельский ребенок» в Вахрушевской школе
17 декабря 2024 года в рамках сетевого взаимодействия командой специалистов МУ Центр «Содействие» была реализована Выездная психолого-педагогическая программа «Сельский ребенок» для педагогов, обучающихся и родителей МОУ Вахрушевской ООШ.
Учитель-дефектолог, Гомоль Марина Александровна провела лекционно-практическое занятие для педагогов на тему «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в школе». Учителя получили информацию по вопросам организации инклюзивного образования и этапах сопровождения детей нуждающихся в создании специальных условий обучения.
Дойкова Светлана Владимировна, педагог-психолог рассказала педагогам об особенностях проведения Центральной ПМПК и какие документы необходимы для этого. По окончании работы с педагогами она провела консультирование родителей.
Учитель-логопед, Барсукова Марина Валентиновна провела игровое занятие для обучающихся 1 и 2 классов по развитию связной речи. Данная форма работы вызывает стойкий интерес у детей, благодаря чему повышается результативность.
Учитель-дефектолог, Градова Маргарита Алексеевна провела занятие «Развитие познавательных процессов с использованием упражнений направленных на координацию межполушарного взаимодействия» с обучающимися 3 и 4 классов. Занятие способствовало улучшению внимания, восприятия, мышления и координации.
Дмитриева Ольга Борисовна, педагог-психолог провела занятие с обучающимися 5, 6 классов по формированию творческого мышления и познавательной мотивации в рамках реализации ДООП «Школа волшебников».
Кудрявцева Полина Николаевна, педагог-психолог и Шоренкова Елена Юрьевна, социальный педагог провели тренинги с обучающимися 7 и 8 классов по формированию эффективных способов межличностной коммуникации в рамках реализации ДООП «Учусь понимать себя и других».
Педагог-психолог Дувакина Ольга Викторовна провела занятие с обучающимися 9 класса по знакомству с эффективными способами запоминания и по профилактике предэкзаменационного стресса, что очень актуально для сдающих в этом учебном году экзамены.
Благодарим коллектив и обучающихся МОУ Вахрушевской ООШ за радушный прием, активную работу и продуктивное сотрудничество!
Заключительное заседание районного методического объединения учителей-логопедов и учителей-дефектологов Ростовского МР
16 апреля 2024 г. состоялось заключительное заседание районного методического объединения учителей-логопедов и учителей-дефектологов Ростовского МР на базе МДОУ детский сад №22, г. Ростов.
Ход заседания:
1. Выступление Никитиной Е.Н., учителя-логопеда МДОУ детский сад №22, тема «Нейропсихологический подход в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ».
2. Проведение Никитиной Е.Н. открытого группового занятия по теме «Одежда» для детей 5,6,7-летнего возраста с ТНР и ЗПР с использованием нейропсихологических технологий.
3. Самоанализ проведенного занятия.
4. Выступление Афанасьевой И.М., учителя-логопеда МДОУ детский сад №14, тема «Опыт использования нейропсихологических приемов в практике учителя-логопеда, видеофрагменты индивидуальных и групповых занятий с детьми, имеющими нарушения речи».
5. Выступление Харченко С.Н., учителя-логопеда МДОУ детский сад №7, тема «Использование Web-квест технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда».
6. Мастер-класс для педагогов Градовой М.А., учителя-дефектолога МУ Центр «Содействие», тема «Что такое стресс? Нейропсихологические приемы для снятия стресса и снижения его негативных последствий для организма».
7. Анализ работы МО за текущий учебный год, планирование мероприятий на следующий учебный год.
8. Обсуждение текущих вопросов профессионального характера.
Родительское собрание «Подготовка детей к школьному обучению»
2 октября 2024 года в МУ Центр «Содействие» было проведено первое организационное родительское собрание «Подготовка детей к школьному обучению в условиях реализации дополнительной общеобразовательной программы «Школа развития». Программа направлена на совершенствование процессов, обеспечивающих успешность учебной деятельности детей и педагогическое образование родителей.
С приветственным словом к родителям обратилась директор центра. Мария Павловна Бланк познакомила присутствующих с педагогическим коллективом. Рассказала о направлениях деятельности центра и о возможности использования ресурса наших социальных партнеров (Государственный музей заповедник «Ростовский кремль»).
Педагоги познакомили родителей с основными дисциплинами программы «Школа развития»:
- Цикл занятий по подготовке к обучению грамоте и развитию речи, преподаватель Гомоль Марина Александровна, учитель-дефектолог. Целью является формирование фонематического восприятия и подготовка к овладению грамотой детей старшего дошкольного возраста.
- Цикл занятий по формированию элементарных математических представлений, преподаватель Градова Маргарита Алексеевна, учитель-дефектолог. Целью является формирование элементарных математических представлений и первичных представлений об основных свойствах, отношениях объектов окружающего мира.
- Цикл занятий по эмоционально-нравственному развитию, преподаватель Кудрявцева Полина Николаевна, педагог-психолог. Целью является предоставление детям системы психологических знаний, необходимых для развития навыков эмоционального самоконтроля и построения полноценного общения со сверстниками и взрослыми.
- Цикл занятий по развитию представлений об окружающем мире, преподаватель Семенушкова Анжела Александровна, социальный педагог. Целью является формирование представлений детей об окружающем мире и себе.
- Цикл занятий по развитию познавательных процессов, преподаватель Шоренкова Елена Юрьевна, заместитель директора Центра, социальный педагог. Целью является формирование и развитие основных свойств познавательных процессов.
Так же родителям рассказали об основных организационных моментах: форма и режим проведения занятий (еженедельно по понедельникам и средам с 8.10-10.10 с октября по апрель), количество часов, виды взаимодействия с родителями и детьми (экскурсии в ГМЗ «Ростовский кремль», праздник Новый год, окончание «Школы развития», цикл собраний «Родительская переменка»).
Совместное заседание методических объединений педагогов-психологов и учителей-дефектологов
30.10.2023 в МУ Центр «Содействие» прошло совместное заседание методических объединений педагогов-психологов и учителей-дефектологов образовательных организаций Ростовского МР на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжёлыми ментальными нарушениями и нарушениями поведения». Мероприятие проводилось совместно с Ростовской центральной районной больницей и с участием специалистов Борисоглебского района.
На МО рассматривались вопросы организации взаимодействия специалистов образовательных организаций и врачей по оказанию помощи детям, имеющим нарушения в развитии и поведении и их родителям.
Врач-психиатр Ростовской ЦРБ К.Ф. Фелицианский познакомил слушателей с опытом работы с детьми с нарушением поведения, теоретическими аспектами по теме отклоняющегося поведения, ответил на вопросы по ведению коррекционной работы. Обсуждение данной темы позволило выработать единый подход в работе специалистов.
Во второй части мероприятия обсуждался вопрос коррекционной работы специалистов с детьми с расстройствами аутистического спектра.
Своим опытом практической работы поделились педагог-психолог МДОУ № 5 г. Ростова Р.А. Чубукова, учитель-дефектолог МУ Центр «Содействие» М.А. Градова и педагог-психолог МОУ Семибратовская СОШ О.В. Шарова. они представили вниманию слушателей различные технологии в работе с такими детьми. Педагоги-психологи приняли активное участие в обсуждении данного вопроса, а также отметили востребованность проведения совместных мероприятий, позволяющих организовать взаимодействие с другими специалистами.
Стажировка специалистов по работе с семьей на базе МУ Центр "Содействие"
16 – 17 мая 2023 года Центр «Содействие» стал соорганизатором стажировочной площадки для сотрудников Межрегиональной общественной организации «Аистенок» г. Екатеринбург и АНО «Кризисный Центр «Мария» г. Ростов. В мероприятиях стажировки также принимала участие Ирина Ерза, руководитель программы «Поддержка семьи» Фонда «Культура благотворительности» г. Москва.
Директор Центра «Содействие» Мария Павловна Бланк провела для участников экскурсию по Центру, познакомила с сотрудниками, рассказала о проектах и программах по оказанию помощи разным категориям семей с детьми: приемными, многодетными, с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Затем заместитель директора, социальный педагог Центра Надежда Григорьевна Демичева предоставила информацию о проектах по оказанию помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе о взаимодействии МУ Центр «Содействие» и Центр «Мария» в вопросах психолого-педагогического сопровождения семей; провела с участниками мастер-класс, продемонстрировав эффективные практики работы с детьми и родителями.
Далее учитель-дефектолог Центра Маргарита Алексеевна Градова поделилась с участниками нейропсихологическими техниками по работе с детьми и взрослыми.
Завершился первый день стажировки круглым столом, в ходе которого участники подвели итоги первого дня стажировки, продолжили общение, обмен опытом и обсуждение практик оказания помощи семьям с детьми.
Во второй день стажировки для участников была организована культурная программа: обзорную экскурсию по Ростову Великому провела Елена Владимировна Сергеева, учитель-логопед МОУ Ишненская СОШ, и экскурсию по Ростовскому Кремлю: Митрополичий сад, Конюшенный двор и посещение интерактивной выставки «Иван Васильевич путешествие во времени» - Ирина Борисовна Никитина - заведующий сектором музейных образовательных программ. Затем в ГМЗ «Ростовский кремль» состоялся круглый стол на тему «Совместная реализация социально-значимых, социокультурных проектов для семей с детьми особыми возможностями здоровья и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации», спикером на котором выступила Онищенко Екатерина Евгеньевна, руководитель Арт-студии «Зеленая полоса».
Участники стажировки выразили благодарность специалистам МУ Центр «Содействие» и ГМЗ «Ростовский кремль»за поддержку и организацию поистине интересной и насыщенной программы и желание продолжать сотрудничество по оказанию помощи семье и детям.
Международный практический семинар «Инновационные формы работы с детьми с ОВЗ. Обмен опытом»
26 апреля 2023 года в г. Ростове, Ярославской области состоялся Международный практический семинар на тему: «Инновационные формы работы с детьми с ОВЗ. Обмен опытом» в котором приняли участие более 20 педагогов и специалистов в области инклюзивного образования, из них 11 специалистов из республики Казахстан.
Организаторами семинара были ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», дефектологический факультет; Управление образования администрации Ростовского МР; МУ Центр психолого-педагогический, медицинской и социальной помощи «Содействие» г. Ростов; ГМЗ «Ростовский кремль».
Перед началом мероприятия состоялась обзорная экскурсия по городу Ростову для гостей из республики Казахстан, которую провела Сергеева Елена Владимировна, учитель-логопед МОУ Ишненская СОШ Ростовского МР.
Программа семинара включала в себя работу на двух дискуссионных площадках, круглый стол, стендовые презентации.
Открытие семинара прошло в ГМЗ «Ростовский кремль», где был представлен опыт работы по реализации социально-значимых, социо-культурных проектов для семей с детьми ОВЗ. Онищенко Екатерина Евгеньевна, руководитель Арт-студии «Зеленая полоса» и Семенычева Дарья Васильевна, специалист Арт-студии «Зеленая полоса» познакомили участников семинара с опытом взаимодействия с партнерами в реализации программ по оказанию помощи семьям, имеющим детей с ОВЗ.
В завершении первой части семинара гостям была предоставлена возможность посетить обзорную экскурсию по Ростовскому кремлю, полюбоваться красотами Митрополичьего сада и Конюшенного двора. Экскурсию провела Никитина Ирина Борисовна, заведующий сектором музейных образовательных программ.
Значимым событием семинара стали мероприятия в МУ Центр «Содействие», включившие в себя стендовые презентации, выступления специалистов Центра, выступления специалистов республики Казахстан. Участникам была предоставлена возможность поделиться опытом, практическими наработками.
Важной составляющей работы стендовых презентаций стало представление инновационного, эффективного опыта коррекционно-развивающей работы, получившего признание на муниципальных конкурсах. Тетюшева Елена Александровна, учитель-логопед МДОУ «Детский сад №3 р.п. Семибратово» и МОУ «Начальная школа – детский сад №85» г. Ярославль презентовала материалы тему: «Использование полисенсорных многофункциональных авторских пособий в работе учителя-логопеда». Титкова Екатерина Николаевна, учитель-логопед МОУ «Школа им. Евгения Родионова» презентовала материалы на тему: «Быть грамотным – не просто» - сборник адаптированных коррекционно-развивающих упражнений по формированию читательских навыков и умений у школьников с ОВЗ на логопедических занятиях».
Тематики выступлений участников семинара отразили наиболее актуальные, инновационные формы и методы работы с детьми имеющими особые образовательные потребности и их семьями. Бланк Мария Павловна, директор МУ Центр «Содействие» представила «Модель комплексного сопровождения семей с детьми с ОВЗ» в Ростовском МР»; Шебякина Екатерина Александровна, учитель-дефектолог МУ Центр «Содействие» выступила на тему: «Системный подход к проблемам развития детей раннего возраста в работе учителя-дефектолога»; Демичева Надежда Григорьевна, социальный педагог МУ Центр «Содействие» познакомила участников с особенностями работы с детьми, имеющими травматичный опыт воспитания в семье; Градова Маргарита Алексеевна, учитель-дефектолог МУ Центр «Содействие» представила мастер-класс на тему: «Нейропсихологические приемы в коррекционной работе учителя-дефектолога». Кондратова Светлана Юрьевна, сурдопедагог слухового кабинета, Пургина Наталья Геннадьевна, сурдопедагог КГУ «Областная специальная (коррекционная) школа интернат для детей с нарушениями слуха», Республика Казахстан, г. Петропавловск представили Визитную карточку школы «Не быть глухим сердцем, добрыми слыть делами»; Амрина Бахыт Бекболатовна, руководитель, учитель- дефектолог, Журкабаева Гайшагуль Сауткановна, учитель-дефектолог, Плахотнюк Наталья Ивановна, учитель дефектолог-сурдопедагог КГУ «Кабинет психолого-педагогической коррекции №1», Республика Казахстан, г.Петропавловск. г. Астана представили интереснейший опыт работы на тему: «Подкаст - как форма презентации опыта образовательной организации».
В заключении Рощина Галина Овсеповна, к.п.н. доцент кафедры дефектологии и логопедии дефектологического факультета ЯГПУ им. К.Д. Ушинского и Бланк Мария Павловна, директор МУ Центр «Содействие» подвели итоги семинара.
Все участники отметили важность семинара, высокий уровень подготовки, поблагодарили за возможность обмена опытом в сфере коррекционной педагогики. Высокий профессионализм специалистов позволил провести семинар на высоком уровне.
Успех на научно-практической конференции «Инновационная деятельность педагога – ресурс обновления системы образования»
С 01 февраля по 24 марта 2023 г. в Ростовском МР с целью повышения профессионального мастерства педагогов образовательных организаций проводилась научно-практическая конференция «Инновационная деятельность педагога – ресурс обновления системы образования», организованная управлением образования администрации Ростовского МР и методическим центром.
Шесть педагогов МУ Центр «Содействие» представили на данную конференцию свои методические разработки. По итогам конференции работы четырех педагогов признаны лучшими. В номинации «Инновационные технологии, авторские методики обучения и воспитания» третье место заняли: Барсукова Марина Валентиновна, учитель-логопед и Шебякина Екатерина Александровна, учитель-дефектолог. В номинации «Организация эффективного сотрудничества педагогов и родителей» Зеленкова Дарья Сергеевна, педагог-психолог признана победителем, Градова Маргарита Алексеевна, учитель-дефектолог заняла второе место. Работы этих педагогов будут опубликованы в электронном сборнике лучших образовательных практик.
Поздравляем педагогов МУ Центр «Содействие» с заслуженной победой. Желаем не останавливаться на достигнутом и всегда двигаться только вперед!
"Школа развития": собрание для родителей будущих первоклассников
2 октября 2023 года в МУ Центр «Содействие» было проведено первое организационное собрание для родителей детей старшего дошкольного возраста, посещающих развивающие занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа развития», целью которой является совершенствование процессов, обеспечивающих успешность учебной деятельности детей и педагогическое образование родителей.
Педагоги познакомили родителей с основными дисциплинами программы «Школа развития»:
- Цикл занятий по подготовке к обучению грамоте и развитию речи, преподаватель Гомоль Марина Александровна, учитель-дефектолог. Целью является формирование фонематического восприятия и подготовка к овладению грамотой детей старшего дошкольного возраста.
- Цикл занятий по формированию элементарных математических представлений, преподаватель Градова Маргарита Алексеевна, учитель-дефектолог. Целью является формирование элементарных математических представлений и первичных представлений об основных свойствах, отношениях объектов окружающего мира.
- Цикл занятий по эмоционально-нравственному развитию, преподаватель Кудрявцева Полина Николаевна, педагог-психолог. Целью является предоставление детям системы психологических знаний, необходимых для развития навыков эмоционального самоконтроля и построения полноценного общения со сверстниками и взрослыми.
- Цикл занятий по развитию представлений об окружающем мире, преподаватель Семенушкова Анжела Александровна, социальный педагог. Целью является формирование представлений детей об окружающем мире и себе.
- Цикл занятий по развитию познавательных процессов, преподаватель Шоренкова Елена Юрьевна, заместитель директора Центра, социальный педагог. Целью является формирование и развитие основных свойств познавательных процессов.
Так же родителям рассказали об основных организационных моментах: форма и режим проведения занятий (еженедельно по понедельникам и средам с 8.20-10.10 с октября по апрель), количество часов, виды взаимодействия с родителями и детьми (экскурсии в ГМЗ «Ростовский кремль», праздник Новый год, окончание «Школы развития», цикл собраний «Родительская переменка», открытые занятия).
Хотим пожелать ребятам и их родителям успешного нового учебного года!
Лекционно-практическое занятие для молодых педагогов «Работа со слабоуспевающими детьми»
25 января 2023 года в рамках реализации программы «Школа молодого педагога» на базе МУ Центр «Содействие» специалистами Центра Гомоль М. А. и Градовой М. А. были проведены лекционное и практическое занятие «Работа со слабоуспевающими детьми»
Целью проведения занятий было расширение знаний и представлений об особенностях слабоуспевающих детей и работе по устранению трудностей в обучении.
Педагогам были освещены понятия «неуспеваемость», подробно описаны причины трудностей в обучении, группы детей с проблемами школьной успеваемости, коррекционная работа по устранению трудностей обучения, приведено множество практических примеров.
В ходе практического занятия были предложены игры, направленные на устранение пробелов в знаниях. Педагоги принимали себя в роли детей с трудностями в обучении.
Педагоги активно обсуждали освещаемые темы, задавали интересующие вопросы.
По окончанию занятий участники поделились мнением по теме лекции, наметили пути совершенствования своей работы с детьми с трудностями в обучении.
Участникам занятий были предоставлены печатные и электронные материалы по теме лекции, которые помогут педагогам в работе с детьми, будут способствовать поиску новых идей и подходов в обучении детей.
Организационное собрание для родителей детей, посещающих «Школу развития» в 2022 – 2023 учебном году
29 сентября 2022 года в помещении МУ Центр «Содействие» было проведено первое организационное собрание родителей детей старшего дошкольного возраста, посещающих коррекционно-развивающие занятия по дополнительной образовательной программе «Школа развития», целью которой является совершенствование процессов, обеспечивающих успешность учебной деятельности детей и педагогическое образование родителей.
На родительском собрании присутствовало 16 родителей, которым были представлены педагоги, которые рассказали о реализации коррекционно-развивающих программ.
• Гомоль М.А. учитель-дефектолог познакомила родителей с блоком «Развитие связной речи и обучение грамоте». Целью которого является формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Подготовка к овладению грамотой.
• Градова М.А. учитель-дефектолог познакомила родителей с блоком «Формирование элементарных математических представлений». Цель которого является формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
• Малова Д.Н. педагог-психолог познакомила родителей с блоком «Развитие познавательных процессов». Целью которого является формирование и развитие основных свойств познавательных процессов.
• Зеленкова Д.С. педагог-психолог познакомила родителей с блоком «Уроки эмоционально-нравственного развития». Целью которого является предоставление детям системы психологических знаний, необходимых для развития навыков эмоционального самоконтроля и построения полноценного общения со сверстниками и взрослыми.
• Семенушкова А.А. социальный педагог познакомила родителей с блоком «Окружающий мир». Целью которого является знакомство с окружающим миром и творческого воображения детей.
Также были раскрыты особенности детей старшего дошкольного возраста, форма и режим проведения занятий (еженедельно по понедельникам и пятницам). Групповые занятия по дополнительной образовательной программе «Школа развития» начинаются с 3 октября 2022 года.
Предполагаемыми результатами реализации образовательной программы является:
1. Совершенствование свойств внимания, памяти и мышления детей.
2. Развитие связной речи детей.
3. Освоение детьми элементарных математических представлений.
4. Развитие произвольности поведения детей.
5. Развитие у детей навыков эмоционального самоконтроля.
6. Совершенствование навыков общения детей со сверстниками и взрослыми.
7. Повышение психолого-педагогической грамотности родителей.
На родительском собрании выступила руководитель Арт-студии «Зеленая полоса» Е.Е. Онищенко ГМЗ «Ростовский кремль», которая познакомила присутствующих с направлениями деятельности и пригласила детей, родителей на плановые экскурсии, встречи, мастер-классы.
Шоренкова Е.Ю. заместитель директора Центра познакомила с программой родительских встреч «Занимательная переменка», которые будут проходить в Центре в последнюю среду каждого месяца в 8.00.
Поддержка школ с низкими результатами обучения
В 2021-2022 учебном году МУ Центр «Содействие» продолжает участие в реализации муниципальной программы поддержки (повышения качества образования) общеобразовательных школ, имеющих стабильно низкие результаты обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. В октябре специалисты Центра в рамках выездной психолого-педагогическую щколы «Сельский ребенок» в МОУ Марковская ООШ реализовывали ряд дополнительных общеразвивающих программ.
Учителя-дефектологи Центра Шебякиной Е.А и Градовой М.А. провели коррекционно-развивающие занятия для обучающихся начальных классов.
Целью проведения занятий являлось создание условий положительного эмоционального настроя в группе и развитие познавательной сферы учащихся, посредством выполнения индивидуальных и коллективных заданий. Во время занятий были использованы игровые, здоровьесберегающие технологии, применен индивидуальный подход к каждому ребенку. Педагогом были использованы методы, активизирующие познавательную деятельность обучающихся, развивающих их устную речь и формирующих необходимые навыки. Вместе с ребятами были выполнены тренировочные упражнения для развития процессов внимания, памяти, мышления, воображения.
В ходе занятий отмечалась высокая активность, заинтересованность детей и вовлечённость. На занятиях присутствовали родители, которые были активно вовлечены в развивающую деятельность.
Педагог-психолог МУ Центр «Содействие» Зверева Екатерина Алексеевна провела психологический тренинг для младших подростков МОУ Марковская ООШ на тему «Особенности коммуникации подростков».
Участники обсудили правила групповой работы, создали доверительную атмосферу для общения.
На первом этапе работы участники создали свои щиты и рассказали о своей семье, об увлечениях и достижениях, о положительных качествах. Далее ребята находили общие признаки и объединялись для работы в группы. Во время мозгового штурма участники обсуждали тему общения, его важность в подростковом периоде как ведущей деятельности, какие бывают трудности во взаимодействии, какие бывают положительные моменты. Через ролевые игры подростки посмотрели на разные виды поведения: уверенное, неуверенное, агрессивное; обсудили плюсы и минусы каждого вида коммуникации, выявили наиболее эффективный вид коммуникации.
Далее подростки выразили друг другу слова поддержки, указали на сильные стороны каждого из них!
В завершении занятия ребята подвели итоги тренинга, сказали о том, что было важно, что нового узнали, какие выводы сделали.
Дойкова Светлана Владимировна, педагог-психолог реализовала для обучающихся 5,6,7 и 8-х классов программу «Учимся понимать себя и других».
Программа «Учимся понимать себя и других» направлена на профилактику отклонений в поведении младших подростков, связанных с социальной дезадаптацией, а также призвана оказать помощь подросткам в решении ключевых задач возраста - формирование навыков общения, критического мышления, принятия решений, установления позитивных межличностных контактов, умения противостоять негативному влиянию сверстников, управления стрессом.
В занятия включены коммуникативные и ролевые игры, упражнения, направленные на развитие осознанности поведения, формирование уверенности и ответственности. Программа способствует развитию у подростков самосознания и способности к самоанализу, формированию способности к принятию позитивных жизненных целей, обогащению поведенческого репертуара, способности к эмоциональной саморегуляции.
На занятиях присутствовала высокая эмоциональная и личностная включённость детей. Обучающиеся в ходе обратной связи отметили востребовательность и полезность таких занятий, их практическую значимость.
С обучающимися 9 класса была реализована программа «Учимся управлять эмоциями». Целью которой является: гармонизация эмоционального состояния обучающихся, формированию позитивных жизненных целей. Ольга Викторовна Дувакина педагог-психолог сумела расширить знания ребят о собственных личностных особенностях и осознанию причинно-следственной связи между поступками и их последствиями.
Педагог-психолог О.В. Дувакина и учитель-дефектолог М.А. Градова провели заседание педагогического совета на тему «Особенности формирования функциональной грамотности школьников». Он проходил в форме лекционно-практического занятия. В лекционном формате были освещены следующие аспекты:
- актуальность деятельности по развитию функциональной грамотности школьников;
- понятие функциональной грамотности;
- взаимосвязь между понятиями «академическая грамотность» и «функциональная грамотность»;
- учебно-познавательные и учебно-практические задачи, способствующие формированию академической грамотности. Их роль в формировании функциональной грамотности.
В форме практического занятия проходило обсуждение особенностей учебных задач, направленных на формирование функциональной грамотности; требований к составлению заданий на формирование функциональной грамотности. Обсуждались приёмы, способствующие развитию креативного мышления школьников. Педагоги имели возможность попрактиковаться в решении задач, предлагаемых для оценки уровня функциональной грамотности по критериям PISA.
Педагоги выразили большой интерес к обсуждаемой теме, что проявилось в их активности и высокой эмоциональной включённости.
Совместное заседание методического объединения учителей-логопедов и учителей-дефектологов
18 февраля 2020 года в МУ Центр «Содействие» г. Ростов, состоялось совместное заседание методического объединения учителей-логопедов и учителей-дефектологов Ростовского муниципального района
Тема заседания: «Использование телесно-ориентированных техник в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР»
Программа заседания:
1. Выступление учителя-дефектолога МУ Центр «Содействие» Градовой М.А. по теме «Использование телесно-ориентированных техник в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР»
2. Мастер-класс Градовой М.А. «Использование телесно-ориентированных техник в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР: снятие мышечных зажимов, кинезиологические упражнения»
3. Выступление руководителя МО, учителя-логопеда МУ Центр «Содействие» Барсуковой М.В. по теме «Использование телесно-ориентированных техник в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР: обучение релаксации, дыхательно-голосовые упражнения»
4. Обсуждение текущих вопросов профессионального характера.
*
*
Участие в областном этапе конкурса «Учитель-дефектолог России»
13 февраля 2020 года во Дворце культуры им. А.М. Добрынина г. Ярославль состоялось торжественное открытие региональных этапов нескольких всероссийских конкурсов профессионального мастерства в сфере образования в Ярославской области, на котором присутствовали специалисты МУ Центр «Содействие г. Ростова.
В этом году это вдвойне важное профессиональное событие для Центра. В торжественном открытии приняли участие наши партнеры – коллектив семейной инклюзивной театральной студии «Дикие лебеди» г. Ростова, руководитель – Ольга Александровна Захарова.
А учитель-дефектолог нашего Центра Маргарита Алексеевна Градова принимает участие в областном этапе конкурса «Учитель-дефектолог России». Это специалист – имеющий большой опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, человек творческий, в постоянном поиске новых методик и технологий,
В рамках мероприятия также состоялись мастер-классы победителей и лауреатов всероссийских конкурсов педагогического мастерства прошлых лет, где они поделились своими секретами успеха и неформальное профессиональное общение, новые знакомства.
Участие в подобных конкурсах важно как для педагогов, так и самого учреждения, так как МУ Центр «Содействие» регулярно осуществляет инновационную и экспериментальную деятельностью, в частности, с 2019 года является базовой площадкой Института развития образования по теме «Модель комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ».
Конкурсы способствуют профессиональному и личностному росту учителей-дефектологов, поддержке инновационных разработок и технологий в области инклюзивного образования, распространению инновационного опыта работы в данной сфере; формированию позитивного общественного мнения о деятельности учителей-дефектологов системы образования.
Желаем успехов участникам конкурсов!