Информация о деятельности методического объединения учителей-логопедов Ростовского муниципального района
График заседаний МО в 2023-2024 учебном году в 2022-2023 учебном году
Заключительное заседание районного методического объединения учителей-логопедов и учителей-дефектологов Ростовского МР
16 апреля 2024 г. состоялось заключительное заседание районного методического объединения учителей-логопедов и учителей-дефектологов Ростовского МР на базе МДОУ детский сад №22, г. Ростов.
Ход заседания:
1. Выступление Никитиной Е.Н., учителя-логопеда МДОУ детский сад №22, тема «Нейропсихологический подход в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ».
2. Проведение Никитиной Е.Н. открытого группового занятия по теме «Одежда» для детей 5,6,7-летнего возраста с ТНР и ЗПР с использованием нейропсихологических технологий.
3. Самоанализ проведенного занятия.
4. Выступление Афанасьевой И.М., учителя-логопеда МДОУ детский сад №14, тема «Опыт использования нейропсихологических приемов в практике учителя-логопеда, видеофрагменты индивидуальных и групповых занятий с детьми, имеющими нарушения речи».
5. Выступление Харченко С.Н., учителя-логопеда МДОУ детский сад №7, тема «Использование Web-квест технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда».
6. Мастер-класс для педагогов Градовой М.А., учителя-дефектолога МУ Центр «Содействие», тема «Что такое стресс? Нейропсихологические приемы для снятия стресса и снижения его негативных последствий для организма».
7. Анализ работы МО за текущий учебный год, планирование мероприятий на следующий учебный год.
8. Обсуждение текущих вопросов профессионального характера.
Заседание на базе ГОУ ЯО «Петровская школа-интернат»
23 января 2024 г. состоялось очередное заседание райнного методического объединения учителей-логопедов и учителей-дефектологов на базе ГОУ ЯО «Петровская школа-интернат».
Программа заседания:
1.Приветственное слово директора школы Ратихиной И. Н.
2.Видеоролик «Функциональная грамотность», зам.директора по УР Новикова Н. Ю., зам.директора по ВР Дормакова Л. Н.
3. «Современные приёмы формирования функциональной грамотности в начальной школе у обучающихся с ТНР», учитель-логопед, учитель начальных классов Паутова Т. В.
4.1.Индивидуальное логопедическое занятие в 1 классе «Автоматизация звука "Л" в слогах, словах, словосочетаниях в рамках лексической темы "Зима", учитель-логопед, учитель начальных классов Брисюк Е. А.
4.2.Подгрупповое логопедическое занятие в 4 классе «Имя прилагательное в рамках лексической темы "Зима"», учитель-логопед, учитель начальных классов Куксова Н. В.
5.1.Интерактивный мастер-класс "Русская изба" в школьном музее "Поиск", учитель истории Новикова О.А.
5.2.Мастер-класс «Использование вербально-логических задач в коррекционной работе педагога-психолога», педагог-психолог Антонова Г. В.
6. «Актуальные вопросы обследования ЦПМПК», учитель-дефектолог Шебякина Е. А.
Совместное заседание методических объединений педагогов-психологов и учителей-дефектологов
30.10.2023 в МУ Центр «Содействие» прошло совместное заседание методических объединений педагогов-психологов и учителей-дефектологов образовательных организаций Ростовского МР на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжёлыми ментальными нарушениями и нарушениями поведения». Мероприятие проводилось совместно с Ростовской центральной районной больницей и с участием специалистов Борисоглебского района.
На МО рассматривались вопросы организации взаимодействия специалистов образовательных организаций и врачей по оказанию помощи детям, имеющим нарушения в развитии и поведении и их родителям.
Врач-психиатр Ростовской ЦРБ К.Ф. Фелицианский познакомил слушателей с опытом работы с детьми с нарушением поведения, теоретическими аспектами по теме отклоняющегося поведения, ответил на вопросы по ведению коррекционной работы. Обсуждение данной темы позволило выработать единый подход в работе специалистов.
Во второй части мероприятия обсуждался вопрос коррекционной работы специалистов с детьми с расстройствами аутистического спектра.
Своим опытом практической работы поделились педагог-психолог МДОУ № 5 г. Ростова Р.А. Чубукова, учитель-дефектолог МУ Центр «Содействие» М.А. Градова и педагог-психолог МОУ Семибратовская СОШ О.В. Шарова. они представили вниманию слушателей различные технологии в работе с такими детьми. Педагоги-психологи приняли активное участие в обсуждении данного вопроса, а также отметили востребованность проведения совместных мероприятий, позволяющих организовать взаимодействие с другими специалистами.
Международный практический семинар «Инновационные формы работы с детьми с ОВЗ. Обмен опытом»
26 апреля 2023 года в г. Ростове, Ярославской области состоялся Международный практический семинар на тему: «Инновационные формы работы с детьми с ОВЗ. Обмен опытом» в котором приняли участие более 20 педагогов и специалистов в области инклюзивного образования, из них 11 специалистов из республики Казахстан.
Организаторами семинара были ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», дефектологический факультет; Управление образования администрации Ростовского МР; МУ Центр психолого-педагогический, медицинской и социальной помощи «Содействие» г. Ростов; ГМЗ «Ростовский кремль».
Перед началом мероприятия состоялась обзорная экскурсия по городу Ростову для гостей из республики Казахстан, которую провела Сергеева Елена Владимировна, учитель-логопед МОУ Ишненская СОШ Ростовского МР.
Программа семинара включала в себя работу на двух дискуссионных площадках, круглый стол, стендовые презентации.
Открытие семинара прошло в ГМЗ «Ростовский кремль», где был представлен опыт работы по реализации социально-значимых, социо-культурных проектов для семей с детьми ОВЗ. Онищенко Екатерина Евгеньевна, руководитель Арт-студии «Зеленая полоса» и Семенычева Дарья Васильевна, специалист Арт-студии «Зеленая полоса» познакомили участников семинара с опытом взаимодействия с партнерами в реализации программ по оказанию помощи семьям, имеющим детей с ОВЗ.
В завершении первой части семинара гостям была предоставлена возможность посетить обзорную экскурсию по Ростовскому кремлю, полюбоваться красотами Митрополичьего сада и Конюшенного двора. Экскурсию провела Никитина Ирина Борисовна, заведующий сектором музейных образовательных программ.
Значимым событием семинара стали мероприятия в МУ Центр «Содействие», включившие в себя стендовые презентации, выступления специалистов Центра, выступления специалистов республики Казахстан. Участникам была предоставлена возможность поделиться опытом, практическими наработками.
Важной составляющей работы стендовых презентаций стало представление инновационного, эффективного опыта коррекционно-развивающей работы, получившего признание на муниципальных конкурсах. Тетюшева Елена Александровна, учитель-логопед МДОУ «Детский сад №3 р.п. Семибратово» и МОУ «Начальная школа – детский сад №85» г. Ярославль презентовала материалы тему: «Использование полисенсорных многофункциональных авторских пособий в работе учителя-логопеда». Титкова Екатерина Николаевна, учитель-логопед МОУ «Школа им. Евгения Родионова» презентовала материалы на тему: «Быть грамотным – не просто» - сборник адаптированных коррекционно-развивающих упражнений по формированию читательских навыков и умений у школьников с ОВЗ на логопедических занятиях».
Тематики выступлений участников семинара отразили наиболее актуальные, инновационные формы и методы работы с детьми имеющими особые образовательные потребности и их семьями. Бланк Мария Павловна, директор МУ Центр «Содействие» представила «Модель комплексного сопровождения семей с детьми с ОВЗ» в Ростовском МР»; Шебякина Екатерина Александровна, учитель-дефектолог МУ Центр «Содействие» выступила на тему: «Системный подход к проблемам развития детей раннего возраста в работе учителя-дефектолога»; Демичева Надежда Григорьевна, социальный педагог МУ Центр «Содействие» позанкомила участников с особенностями работаы с детьми, имеющими травматичный опыт воспитания в семье; Градова Маргарита Алексеевна, учитель-дефектолог МУ Центр «Содействие» представила мастер-класс на тему: «Нейропсихологические приемы в коррекционной работе учителя-дефектолога». Кондратова Светлана Юрьевна, сурдопедагог слухового кабинета, Пургина Наталья Геннадьевна, сурдопедагог КГУ «Областная специальная (коррекционная) школа интернат для детей с нарушениями слуха», Республика Казахстан, г. Петропавловск представили Визитную карточку школы «Не быть глухим сердцем, добрыми слыть делами»; Амрина Бахыт Бекболатовна, руководитель, учитель- дефектолог, Журкабаева Гайшагуль Сауткановна, учитель-дефектолог, Плахотнюк Наталья Ивановна, учитель дефектолог-сурдопедагог КГУ «Кабинет психолого-педагогической коррекции №1», Республика Казахстан, г.Петропавловск. г. Астана представили интереснейший опыт работы на тему: «Подкаст - как форма презентации опыта образовательной организации».
В заключении Рощина Галина Овсеповна, к.п.н. доцент кафедры дефектологии и логопедии дефектологического факультета ЯГПУ им. К.Д. Ушинского и Бланк Мария Павловна, директор МУ Центр «Содействие» подвели итоги семинара.
Все участники отметили важность семинара, высокий уровень подготовки, поблагодарили за возможность обмена опытом в сфере коррекционной педагогики. Высокий профессионализм специалистов позволил провести семинар на высоком уровне.
Повышение компетентности педагогов в профилактической работе с обучающимися
С 3 по 17 апреля 2023 года специалисты МУ Центр «Содействие» провели цикл семинаров-практикумов для классных руководителей, направленных на повышение компетентности педагогов в профилактической работе с обучающимися. Данный проект явился результатом планирования работы по результатам социально-психологического тестирования несовершеннолетних и реализовывался совместно с Управлением образования и отделом по делам несовершеннолетних администрации Ростовского МР уже во второй школе г. Ростова.
На практических занятиях были затронуты такие актуальные для педагогов вопросы, как «Трудный (подростковый) возраст», «Профилактическая и коррекционная работа с детьми с трудным поведением», «Приёмы эффективного взаимодействия с родителями детей с трудным поведением», «Приёмы эффективной педагогической коммуникации», «Организация помощи обучающимся с ОВЗ». Педагоги имели возможность не только получить необходимую информацию, но и обсудить со специалистами непростые случаи в педагогической деятельности, получить консультацию по работе с конкретными случаями проявления отклоняющегося поведения обучающихся. Педагоги отметили востребованность и большую практическую значимость данных мероприятий. По просьбе администрации и педагогов школы специалисты Центра проведут практическое занятия и для родителей.
Итоги деятельности методических объединений учителей логопедов и дефектологов Ростовского МР
11 апреля 2023 года состоялось заключительное заседание МО учителей логопедов и дефектологовРостовского МР. Ход заседания:
1. Директор МУ Центр «Содействие», Бланк М.П. рассказала о психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ в рамках работы проекта «Школа Семейного Театра», который реализуется с декабря 2016 г. при поддержке Национальной родительской ассоциации, Уполномоченного по правам ребенка в Ярославской области и Департамента культуры ЯО. Цель проекта – содействие социальной и психологической адаптации приемных детей, детей из многодетных семей, детей, имеющих особенности в развитии и поведении, детей из семей – участников родительского Клуба.
2. Замашкина Л.А., учитель-логопед МОУ Кладовицкая СОШ, выступила с темой «Дидактические игры как средство активизации познавательной дея-тельности учащихся начальной школы на логопедических занятиях».
3. Фарафонтова Л.В., учитель-логопед МОУ гимназия им. А.Л.Кекина, рассказала о системе логопедической работы с обучающимися, имеющими заключение ЦПМПК, а также выступила с темой «Построение конструктивных связей детский сад – школа по сопровождению детей с ОВЗ».
4. Градова М.А., учитель-дефектолог МУ Центр «Содействие», провела мастер-класс по использованию нейропсихологических приемов в коррекционной работе.
5. Барсукова М.В., руководитель МО, учитель-логопед МУ Центр «Содействие», поделилась опытом экспертной работы в жюри в рамках прошедшего межмуниципального конкурса методических материалов учителей-логопедов ОУ Борисоглебского, Гаврилов-Ямского и Ростовского муниципальных районов.
6. Барсукова М.В. подвела итоги работы МО в 2022-2023 учебном году.
7. Торжественная выдача благодарственных писем активным участникам МО.
8. Планирование мероприятий на следующий учебный год.
9. Обсуждение текущих вопросов профессионального характера.
Ссылка на информацию в Контакте
Родительское собрание «Звуковой анализ слов и речевые игры по подготовке детей к школе»
10 апреля 2023 года в рамках реализации дополнительной образовательной программы «Школа развития» специалистом Центра Гомоль Мариной Александровной проведено родительское собрание на базе МУ Центр «Содействие».
Целью родительского собрания было уточнение представлений родителей о процессе подготовки к обучению грамоте.
Педагог подробно рассказала о звуках и буквах, о выполнении звукового анализа слов, об играх, развивающих фонематическое восприятие у детей старшего дошкольного возраста, которые можно использовать в любой обстановке.
Также проведены практические упражнения по выполнению звукового анализа слов, множество различных речевых игр на развитие фонематического восприятия при подготовке детей к школе.
В завершении собрания родителям были вручены памятки «Волшебный мир звуков и букв», предоставлены печатные и электронные материалы по теме собрания, которые помогут родителям организовать досуг с ребенком, и в дальнейшем будут помогать при выполнении домашних заданий в первом классе.
Родительское собрание прошло в атмосфере доверия, родители выразили слова благодарности педагогу, прозвучали пожелания успехов в общем деле воспитания детей.
Успех на научно-практической конференции «Инновационная деятельность педагога – ресурс обновления системы образования»
С 01 февраля по 24 марта 2023г. в Ростовском МР с целью повышения профессионального мастерства педагогов образовательных организаций проводилась научно-практическая конференция «Инновационная деятельность педагога – ресурс обновления системы образования», организованная управлением образования администрации Ростовского МР и методическим центром.
Шесть педагогов МУ Центр «Содействие» представили на данную конференцию свои методические разработки. По итогам конференции работы четырех педагогов признаны лучшими. В номинации «Инновационные технологии, авторские методики обучения и воспитания» третье место заняли: Барсукова Марина Валентиновна, учитель-логопед и Шебякина Екатерина Александровна, учитель-дефектолог. В номинации «Организация эффективного сотрудничества педагогов и родителей» Зеленкова Дарья Сергеевна, педагог-психолог признана победителем, Градова Маргарита Алексеевна, учитель-дефектолог заняла второе место. Работы этих педагогов будут опубликованы в электронном сборнике лучших образовательных практик.
Поздравляем педагогов МУ Центр «Содействие» с заслуженной победой. Желаем не останавливаться на достигнутом и всегда двигаться только вперед!
Очередное заседание МО учителей-логопедов и учителей-дефектологов на базе МДОУ детский сад №2, п.Семибратово
14 февраля 2023 г. состоялось очередное заседание МО учителей-логопедов и учителей-дефектологов на базе МДОУ детский сад №2, п.Семибратово
Тема заседания: «Использование современных цифровых технологий в инклюзивном образовательном пространстве»
Ход заседания:
1. Педагоги МДОУ детский сад №5, г.Ростов: Курганова Е.А., учитель-дефектолог, Кузнецова Е.А, учитель-логопед, Соломатова А.П., воспитатель, рассказали о российской программной разработке «Интерактив-ная система мониторинга и оценки знаний детей VOTUM», ее уникальности и возможностях использования в образовательном процессе в условиях детского образовательного учреждения.
2. Кукушкина Ю.Н., учитель-логопед МДОУ детский сад №2, п.Семибратово, поделилась опытом использования образовательного конструктора «Mabot Kids 4+» в логопедической практике.
3. Родионова М.В., учитель-логопед МДОУ детский сад №17, рассказала о опыте эффективного использования квест-технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Далее участники заседания провели обсуждение ряда проблем профессионального характера.
Заседание МО учителей-логопедов и учителей-дефектологов Ростовского МР
8 ноября 2022 г. состоялось заседание МО учителей-логопедов и учителей-дефектологов Ростовского МР.
Бланк М.П., директор МУ Центр «Содействие», выступила с приветственным словом к педагогам, а также пригласила к участию в Международной Ярмарке социально-педагогических инноваций и воспитательных практик (положение на сайте МУ Центр "Содействие").
Шебякина Е. А., учитель-дефектолог МУ Центр "Содействие", рассказала об актуальных проблемах процедуры обследования центральной ПМПК (необходимая информация на сайте Центра).
Гомоль М. А., учитель-дефектолог МУ Центр "Содействие", рассказала о том, как выстраивается взаимодействие между коррекционными педагогами в условиях Центра, и провела по данной теме мастер-класс.
Новикова Н. Ю., замдиректора по учебной работе ГОУ ЯО Петровская школа-интернат, и Паутова Т. В., учитель-логопед , рассказали об условиях образования, воспитания, а также приёма детей в Петровскую школу-интернат.
Тетюшева Е. А., учитель-логопед МДОУ детский сад №3, п.Семибратово, провела деловую игру с участниками заседания " Логопедический баттл".
Далее участники заседания провели обсуждение ряда проблем профессионального характера.