Страница обновлена 05.12.2019

Развитие сети служб медиации (примирения) ЯО: задачи, дефициты, перспективы. Успех ростовцев

4 декабря 2019 года координатор служб медиации образовательных учреждений РМР О.В. Дувакина  приняла участие в семинаре «Развитие сети служб медиации (примирения) ЯО: задачи, дефициты, перспективы», проводимом ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» совместно с Департаментом образования ЯО. Вела мероприятие заведующий кафедрой общей педагогики и психологии И.Г. Назарова.
Кроме обсуждения задач и перспектив деятельности служб медиации образовательных организаций на данном мероприятии были подводены итоги Областного фестиваля детских служб медиации (примирения) Ярославской области 2019 года, состоявшемся согласно Указу Губернатора ЯО Д.Ю. Миронова в рамках областной программы «Семья и дети Ярославии».
Отрадно отметить, что детская служба медиации МУ Центр «Содействие» стала лауреатом фестиваля, заняв 2 место. Кроме того, участниками жюри было отмечено конкурсное испытание «Визитная карточка детской службы медиации». В этой номинации наша команда получила диплом победителя (3 место). Дипломы вручала М.В. Башмашникова, начальник управления по социальной и демографической политике Правительства области. 
Хочется отметить, что наша команда – команда детской службы медиации МУ Центр «Содействие» – была дебютантом фестиваля.
Напомним, что в фестивале принимали участие 15 команд из образовательных учреждений г.Ярославля, Ярославского МР, г. Рыбинска и Рыбинского района, Ростовского МР, Тутаевского МР, Некрасовского МР, Угличского МР.


Мы на Фестивале детских служб медиации и примирения

7 ноября 2019 года команда Службы примирения МУ Центр "Содействие" приняла участие в Фестивале детских служб медиации и примирения. Всего на участие в Фестивале заявились 16 команд. В Фестивале принимали участие наши партнёры из Костромской области, видеопослание представлено от служб примирения г.Казани. Накануне в г. Рыбинске показали свое мастерство участники из Рыбинска, Рыбинского и Угличского муниципальных районов.  Второй день Фестиваля проходил в МОУ СОШ №13 г. Ярославля. В конкурсных испытаниях Фестиваля Службы примирения  принимали участие команды г. Ростова, г. Ярославля, Некрасовского, Тутаевского, Ярославского муниципальных районов.
Первым испытанием стала "визитная карточка" Детской службы примирения. Звучали стихи собственного сочинения, песни, демонстрировалось интересные видеосюжеты, творческие выступления участников. Во втором испытании "мастер-классе" ребята рассматривали сложные ситуации и способы их разрешения. Команды поделились теми техниками, которые освоили в службах примирения, рассказали о восстановительных программах, которые завершили. В зале царила доброжелательная, уважительная атмосфера, команды поддерживали друг друга.
Дни областного Фестиваля показали, что такие события очень нужны для участников восстановительной практики, появились идеи и желания провести подобнвй Фестиваль и на муниципальном уровне. 
Выражаем благодарность организаторам Фестиваля: Управлению по социальной и демографической политике Правительства ЯО, Департаменту образования ЯО, ГАУ ДПО ЯО "Институт развития образования", компетентному и заинтересованному жюри за возможность  представления опыта детской Службы медиации г. Ростова. Благодарим Управление образования администрации Ростовского МР и МАУ Молодежный центр "Ростов Великий" за помощь в подготовке к Фестивалю и, конечно же, наших юных медиаторов.
Итоги Фестиваля будут представлены 4 декабря в ГАУ ДПО ЯО ИРО в формате видеоконференции, но главный результат участники Фестиваля уже получили: новые контакты, переосмысление, интересные идеи для развития своих служб.

***


Уже скоро! Готовимся к фестивалю детских служб медиации (примирения) Ярославской области

7 ноября 2019 года ростовская детская Служба медиации МУ Центр «Содействие» готовится принять участие в фестивале детских служб медиации (примирения) Ярославской области в г. Ярославле.
Целью проведения фестиваля является популяризация восстановительных и медиативных технологий в среде специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Ярославской области. 
Ребята активно готовятся к проведению конкурсных испытаний по номинациям фестиваля.
Фестиваль проводится по следующим номинациям:
- «Интернет-ресурс детской службы медиации (примирения) на сайте органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- «Визитная карточка детской службы медиации (примирения)»;
- «Мастер-класс «Детская служба медиации (примирения): формы работы и пути обеспечения эффективности».
Желаем всем участникам фестиваля успехов и конструктивного решения конфликтов!

 


Заседание методического объединения координаторов служб медиации

16 октября 2019 года состоялось заседание методического объединения координаторов служб медиации образовательных организаций Ростовского МР на тему «Практическое занятие: проведение восстановительной медиации». Ведущий – педагог-психолог МУ Центр «Содействие» - О.В. Дувакина.  На данном занятии участниками была предложена конфликтная ситуация с участием обучающихся и их родителей для поэтапного разбора: этап получения информации о конфликте, подготовительный этап, этап проведения восстановительной медиации, аналитический этап. Этап проведения восстановительной медиации был разыгран в форме ролевой игры с последующим её разбором.
Данная форма проведения занятия вызвала высокий интерес участников. Они высказали желание в перспективе  проводить подобные занятия с разбором сложных конфликтных ситуаций в образовательных организаций.

 


Детская Служба  медиации в действии

С 2019/2020 учебного года в состав Службы медиации МУ Центра «Содействие» входят не только взрослые, но и обучающиеся 8-10 классов школ г. Ростова, студенты Ростовского педагогического колледжа, которые прошли обучение навыкам применения медиативных (восстановительных) технологий. 

Участие обучающихся в деятельности служб медиации важно по многим причинам. Во-первых, они, как правило, лучше знают ситуацию в школе. Во-вторых, ровесникам больше доверяют и расскажут то, что не доверят взрослому. К тому же участие обучающихся в деятельности службы медиации – это элемент истинного самоуправления.
Цель программы тренинговых занятий: практико-ориентированная подготовка обучающихся к работе в качестве медиаторов при разрешении конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса. Освоение процедуры проведения восстановительной медиации.
Предполагаемые результаты:
- сформированность у обучающихся представлений о медиации и этапах работы медиатора;
- повышение компетентности в вопросах конфликтологии.

В сентябре 2019 г. специалисты службы медиации МУ Центр «Содействие» подали заявку на участие в фестивале детских служб медиации (примирения) Ярославской области. При подготовке к фестивалю МУ Центр «Содействие» тесно сотрудничает с  Молодежным Центром «Ростов Великий».

заявка


Межведомственный семинар-практикум по медиации

10 апреля 2019 года в МУ Центре «Содействие» состоялся межведомственный семинар-практикум на тему «Использование медиативных технологий в образовательной среде: возможности и риски. Технология проведения восстановительной медиации», на котором присутствовало 26 участников из различных учреждений Ростовского муниципального района: из образовательных учреждений – детских садов, школ, колледжей, социально-реабилитационного центра, детских домов, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В качестве ведущего выступала координатор служб медиации образовательных организаций РМР, педагог-психолог МУ Центра «Содействие» О.В. Дувакина.
В ходе проведения семинара-практикума участники обсуждали возможности и ограничения использования медиативных технологий в образовательной среде. Анализировали факторы, препятствующие активному использованию медиативных технологий в практике. В качестве основных факторов, препятствующих внедрению медиативного подхода в образовательную среду были названы: дополнительная нагрузка на специалистов, необходимость в обучении специалистов ведению медиативных технологий, низкий уровень осведомлённости населения о сути данной технологии. Участники рассмотрели критерии отбора случая для восстановительной медиации, принципиальные отличия медиативных технологий от директивных методов разрешения конфликтных ситуаций.
Вторая практическая часть  семинара была посвящена освоению технологии восстановительной медиации: стадии медиации, задачи медиатора на каждой стадии. Участникам был предложен учебный фильм «Восстановительная медиация» (фильм снят российской Межрегиональной общественной организацией «Общественный центр «Судебно-правовая реформа», Р. Максудов, А. Коновалов), дальнейшее обсуждение которого позволило отметить приёмы и методы работы медиатора на каждой стадии, способствовавшие успешному проведению медиации. 
Участники семинара продемонстрировали заинтересованность в повышении компетентности в области применения восстановительных технологий и высокую мотивацию на дальнейшее сотрудничество с МУ Центром «Содействие» в данной области.


Родительское собрание в МОУ СОШ №3 г. Ростова
28 февраля 2019 года заместитель директора Центра «Содействие» Н.Г. Демичева выступила на родительском собрании для параллелей 5-7 классов «Конструктивное  общение родителя с ребенком» в МОУ СОШ №3 г. Ростова. В собрании участвовали более 60 человек: родители, педагоги, администрация. 
Начало подросткового возраста – достаточно сложный, но  интересный период, требующий от родителей и педагогов определенных компетенций, знаний во взаимодействии с детьми.
В ходе встречи в формате диалога были рассмотрены основные этапы развития личности ребенка, его основные потребности, причины «трудного» поведения и способы конструктивного общения взрослых с ребенком, создания (восстановления) доверительных отношений, организации совместного семейного досуга и поддержания ресурсного состояния и взрослой, ответсвенной позиции родителей.
Также Н.Г. Демичева ознакомила присутствующих с деятельностью МУ Центр «Содействие», с порядком получения услуг Центра, возможностями Службы медиации в частности. 
Данное мероприятие состоялось в рамках сотрудничества Центра «Содействие» с  образовательными организациями Ростовского МР и деятельности базовой площади ГАУ  ДПО  ЯО «Институт развития образования» по теме: «Профилактика противоправного поведения несовершеннолетних в образовательной среде Ростовского МР».

 


В Ростовском муниципальном районе продолжается внедрение медиативных практик в образовательной среде

27 февраля 2019 года управление образования администрации Ростовского МР организовало на базе МУ Центр «Содействие» выездное совещание для директоров общеобразовательных организаций по теме «Использование медиативных технологий в образовательной среде: возможности и риски». 
Открыла совещание начальник управления образования Л.В. Груданова, подчеркнув значимость и необходимость данной работы среди участников  образовательного процесса. Она познакомила участников с нормативными документами, регламентирующими создание служб медиации (примирения) в образовательных организациях.
Затем руководители школ района познакомились с опытом работы Центра «Содействие» за 2018 год в статусе муниципальной инновационной площадки по теме «Развитие муниципальной Службы медиации в образовательной среде Ростовского муниципального района». Педагог-психолог Центра, координатор данного направления работы, О.В. Дувакина рассказала об основных принципах восстановительной медиации, преимуществах создания служб медиации на базе образовательных организаций  и основных восстановительных программах, используемых службами примирения.
Метод восстановительной медиации способствует формированию в обществе ценностей сотрудничества, гуманистических ценностей, ставящих человеческую жизнь, здоровье и позитивное взаимодействие  на первое место. 
В 17 образовательных организациях муниципального района созданы школьные службы  медиации, назначены координаторы служб медиации. На базе Центра «Содействие» действует методическое объединение координаторов  служб медиации. В рамках деятельности МИП был реализован образовательный марафон служб медиации, который заключался в проведении проблемных и обучающих семинарских занятий для координаторов служб медиации на муниципальном уровне и областной фестиваль.
На уровне Правительства области был утвержден межведомственный план комплексных мероприятий по развитию служб примирения Ярославской области на 2019 год. В перечень мероприятий включены мероприятия Центра «Содействие», которому отведена ведущая роль в осуществлении методического сопровождения и координации деятельности Служб медиации образовательных организаций Ростовского МР.
Далее директора школ имели возможность получить практический опыт участия в одной из медиативных технологий – круге сообщества. Участники отметили, что данная технология может быть успешно применена при разрешении ситуаций групповых конфликтов, причём может использоваться как в детских, так и в педагогических коллективах, а также среди родительского сообщества.
Метод восстановительной медиации  способствует формированию в обществе ценностей сотрудничества, гуманистических ценностей, ставящих человеческую жизнь, здоровье и позитивное взаимодействие  на первое место. Необходимость внедрения в систему образования программ обучения конструктивному способу решения конфликтов не вызывает сомнений. Преимущества мирного и добровольного разрешения конфликтов на местах перед административным или судебным способами очевидны.
В то же время правосудие в отношении детей (как бы мы ни старались гуманизировать этот процесс) остается по своей сути карательным, зачастую усугубляя положение детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. При традиционном подходе принято искать виновного и «лечим», «чиним» его, предписывая ему, что он должен сделать. Никаких выгод от этого он не получает. У него практически отсутствует потенциал для реабилитации – нет ни возможностей, ни желания. А ведь бывает так, что какое-то деяние человек совершает на волне эмоции, порыва, затем искренне  сожалеет об этом, а возможности реабилитироваться нет. При применении медиативного подхода у обидчика есть возможность принести извинения, загладить причиненный вред, вернуть себе уважение и восстановить отношения. Поэтому важно на раннем этапе проводить  работу по предупреждению правонарушений и преступлений  среди несовершеннолетних, направленную на формирование личности, способной существовать на принципах взаимного уважения, способной разрешать сложные ситуации мирным, цивилизованным способом. Использование медиативных технологий – реальный способ достижения данных личностных результатов.
Значение задачи внедрения медиации и восстановительного правосудия выходит далеко за пределы первичного контура «ребенок – семья – школа». Если гуманный инструментарий решения трудных ситуаций будет успешно внедрен в образовательной среде, он будет быстрее распространен и на все общество как изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.


Участие в вебинаре 

13 февраля 2019 года специалисты МУ Центр ""Содействие" приняли участие в вебинаре «Организация комплексной работы с семьями несовершеннолетних, совершивших правонарушения".
Ведущий: Елена Ливенцева, руководитель Службы «Подросток» программы «Дорога к дому» компании «Северсталь», практический психолог, специалист по системному консультированию и расстановкам, медиатор, ведущий восстановительных программ и лекториев для родителей.
На вебинаре были рассмотрены следующие вопросы:
- методы и технологии работы с подростками, совершившими правонарушения;
- личностные особенности детей, склонных к совершению противоправных действий;
- программа реабилитации подростков, применяемая в рамках Службы «Подросток» программы «Дорога к дому»;
- вовлечение подростков в реабилитационный досуг;
- основные отличия реабилитационного досуга от традиционного.
Вебинар состоялся в рамках проекта «Межрегиональный ресурсно-методический центр «ГородОК» реализуется на средства компании «Северсталь» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.


Заседание методического объединения социальных педагогов Ростовского МР

30 января 2019 года состоялось заседание МО социальных педагогов, на котором были  представлены элементы разработанных моделей профилактики противоправного поведения несовершеннолетних. МУ Центр «Содействие» является базовой площадкой ИРО по профилактике  противоправного поведения несовершеннолетних. МДОУ №20, МОУ СОШ №3, МОУ Семибратовская СОШ – соисполнители Центра в проектной деятельности.
Социальный педагог МОУ Семибратовская СОШ представила модель профилактики противоправного поведения обучающихся своей школы. Педагоги из других образовательных организаций узнали об интересном опыте работы  агитбригад, дискуссионных клубов,  в школе активно внедряется практика медиативных техник – педагог-психолог  представляет свой опыт коллегам других ОО. Школьные команды КВН давно известны за пределами Ярославской области.
Социальный педагог МОУ СОШ №3 рассказала о реализации программы «Грани успеха», которая    направлена на профилактическую и развивающую работу с детьми, находящимися на различных видах учёта, приобщение через отработанные педагогические технологии к здоровому образу жизни, создание условий для физического, психического и социального благополучия, представила опыт работы алгоритма работы по  профилактике противоправного поведения обучающихся школы.


«Опыт использования примирительной программы «Круг сообщества» в образовательной среде»: заседание координаторов служб медиации образовательных организаций Ростовского МР

23 января 2019 года на базе МУ Центр «Содействие» г. Ростова состоялось очередное практическое занятие для координаторов служб медиации образовательных организаций Ростовского МР, направленное на продолжение освоения восстановительной программы «Круг сообщества» – урегулирования групповых конфликтов в классе или внутри группы родителей класса через обращение к нравственным ценностям, достижение договоренности и взаимной ответственности.
Ведущие: педагог-психолог МУ Центр «Содействие» О.В. Дувакина – координатор службы медиации в Ростовском МР и И.В. Веретенцева– координатор службы медиации МОУ Семибратовская СОШ.
Во встрече приняли участие 16 педагогов и представителей администрации из 8 образовательных организаций Ростовского МР.
В начале занятия О.В. Дувакина актуализировала теоретические знания участников о технологии проведения круга сообщества.
И.В. Веретенцева организовала круг сообщества, где участники находились в роли родителей, которые обсуждали гипотетическую ситуацию в классе – отвержение «новичка» классным коллективом. Участники имели возможность на практике познакомиться с фазами проведения круга сообщества.
Затем О.В. Дувакина организовала обсуждение возможностей и рисков применения данной программы. К сильным сторонам присутствующие отнесли наличие высокой личностной включённости присутствующих, определение ценностей группы, рефлексивную позицию участников, принятие индивидуальной ответственности за принимаемое решение. 
В качестве рисков – возможное пассивное поведение участников, дефицит времени, трудности в организации данной технологии в полнокомплектных классах. Однако все участники отметили высокий потенциал применения данной технологии в образовательной среде.


Участие в вебинаре

В рамках реализации «Дорожной карты»  педагоги Центра в декабре 2018 года приняли участие в вебинаре, организованным кафедрой общей педагогики и психологии ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования», по теме: «Профилактика правонарушений несовершеннолетних и защита их прав: актуальные вопросы, практика, интрументы».
Центр с 2016 года осуществляет проектную деятельность по теме «Профилактика противоправного поведения несовершеннолетних в образовательной среде муниципального района"  в статусе базовой площадки ИРО. Соисполнителями Проекта по базовой площадке в муниципальном районе являются  МДОУ №20, МОУ СОШ №3, МОУ Семибратовская  СОШ, МАУ Городской центр молодежи и спорта.
Заместитель директора Центра «Содействие» И.Н. Зорина рассказала участникам вебинара об опыте работы Ростовского муниципального района по профилактике правонарушений несовершеннолетних  и защите их прав.


Подведение итогов Фестиваля детских служб медиации (примирения)

13 декабря 2018 года ключевым событием юбилейных мероприятий X Межрегионального этапа XVII международной Ярмарки социально-педагогических инноваций стали финальные мероприятия, уже ставшего традиционным,  Фестиваля детских служб медиации (примирения).
Фестиваль проходил в рамках реализации Межведомственного Плана  Комплексных мероприятий по развитию служб медиации (примирения) в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Ярославской области в 2018 году с целью популяризации восстановительных и медиативных технологий в среде специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Каждые год Фестиваль приобретает разные формы. В этом году, на презентацию своего опыта, умения и навыков в продвижении медиативного и восстановительного подходов, были приглашены координаторы –  медиаторы.
В Фестивале детских служб медиации (примирения) участвовали 8 координаторов – медиаторов служб медиации (примирения) образовательных организаций. Координаторы представляли не только свои службы образовательных организаций, но и территориальные модели: Рыбинский МР, Тутаевский МР, Ростовский МР, Ярославский МР, Угличский МР, город Ярославль и город Рыбинск:
•    Анашкина Елена Евгеньевна – Угличский детский дом
•    Веретенцева Ирина Владимировна – Семибратовская СОШ
•    Иванова Елена Игоревна – Средняя школа поселка Ярославка
•    Кашарайло Ольга Васильевна – МОУ СОШ № 36 г.Рыбинск
•    Ладнова Юлия Николаевна – Индустриально-педагогический колледж
•    Таврова Оксана Алексеевна – МОШ СШ № 13 г.Ярославль
•    Цветкова Ирина Александровна – Песоченская СОШ
•    Бестужева Вера Валентиновна – Константиновская СОШ.
Оценивать конкурсные испытания было призвано компетентное жюри:
•    Шабалкина Марина Борисовна – начальник отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Ростовского района, заместитель председателя комиссии
•    Луканина Марина Федоровна – директор МУ ГЦ ППМС
•    Жукова Наталия Николаевна – заместитель директора по научно-методической работе МБУ ДО «Центр детского и юношеского технического творчества» (г.Рыбинск)
•    Демичев Степан Романович (приглашенный) – обучающийся 9 класса МОУ Гимназии имени Кекина, почетный член Ярмарки социально-педагогических инноваций.
Конкурсанты – лидеры движения «медиация», создатели школьной философии восстановительного и медиативного подхода. Своей профессиональной энергией, своим трудом, движением идти вперед в ногу со временем, смогли вовлечь таких же неравнодушных детей и взрослых. А как им это удалось и что из этого получилось, конкурсанты продемонстрировали в конкурсных испытаниях:
•    «Вступительное слово» (соблюдение процедурных вопросов организации медиации)
•    «Комментирование видео-кейса» (участники должны дать анализ конфликта и прокомментировать ситуацию заранее подготовленного видео-кейса)
•    выступления в разных формах  «Групп поддержки» участников.
По решению Конкурсной комиссии (жюри) и оргкомитета победителями Фестиваля детских служб медиации (примирения) (55 баллов, 53 баллов и 50 баллов) были признаны и награждены подарками:
•    Кашарайло Ольга Васильевна, заместителя директора по воспитательной работе МОУ СОШ № 36 г.Рыбинска
•    Ладнова Юлия Николаевна, преподаватель теоретических основ обучения в начальных классах ГПОУ ЯО   Угличского индустриально-педагогического колледжа
•    Таврова Оксана Алексеевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ «Средняя школа № 13» города Ярославля.
Никто не остался не замеченным в этот день. Всем координаторам были вручены благодарственными письма, а участникам Фестиваля – памятные знаки внимания.
Фестиваль детских служб медиации (примирения) – это не просто Конкурсные испытания, обмен интересным и эффективным опытом, это встреча старых друзей, коллег, которые стояли у истоков внедрения медиативных и восстановительных практик в регионе и коллег, которые активно и продуктивно включились в процесс развития служб медиации в образовательные организации.

Подробнее


Встреча координаторов служб медиации образовательных организаций Ростовского МР

1 ноября 2018 года состоялась встреча координаторов служб медиации образовательных организаций Ростовского муниципального района на тему «Опыт использования примирительной программы «Круг сообщества» в образовательной среде», в которой приняли участие 20 человек.
Ведущие – педагог-психолог МУ Центр «Содействие» Дувакина О.В. – координатор службы медиации в Ростовском МР и Веретенцева И.В. – педагог-психолог МОУ Семибратовская СОШ.
Круги сообщества с большой эффективностью может быть применимы при решении групповых конфликтов в образовательных организациях (группа учеников или целый школьный класс, группа учеников и группа учителей, группа учителей и группа родителей и т.п.). Круги сообществ незаменимы при разрешении таких проблемных вопросов, как школьный буллинг, проблема «изгоев», иных ситуаций группового конфликта. 
Цель Кругов сообществ заключается главным образом в восстановлении коммуникаций и потерянных связей, реабилитации постконфликтного состояния. Круги сообществ, как и медиация, предоставляют спорящим сторонам дополнительные ресурсы в урегулировании конфликта, позволяют участникам услышать и понять друг друга, выработать уникальное и отвечающее именно их потребностям решение. 
На данной встрече участники рассмотрели и обменялись мнениями по следующим вопросам:
- виды кругов сообществ и возможность их применения в разных типах конфликтных ситуаций;
- требования к ведущим и их функции;
- этапы подготовки и проведения круга;
- форма подведения итогов работы круга, рекомендации к оформлению соглашения по обсуждаемым вопросам;
- формы осуществления сопровождения группы после достижения соглашения.
Методические рекомендации по организации кругов сообщества вызвали высокий интерес участников. Следующая встреча медиаторов  запланирована на декабрь.


Медиация при разрешении конфликтов в дошкольных образовательных организациях

28 марта 2018 года на базе МДОУ № 23 состоялось совещание для заведующих ДОУ Ростовского МР на тему «Кадровая  политика. Кроме вопросов кадровой политики, затрагивался также аспект урегулирования конфликтов. В  совещании приняла участие  педагог-психолог МУ Центр «Содействие» О.В. Дувакина, выступление которой было посвящено использованию техники восстановительной медиации при разрешении конфликтов в образовательных организациях.
Образовательное пространство – это не только место осуществления учебно-воспитательного процесса, но и группового взаимодействия людей, различающихся по национальности, культурному и материальному уровню, объединенных в одном пространстве и участвующих в различных видах деятельности. Разумеется, в ходе этого взаимодействия возникает большое число конфликтных ситуаций, которые требуется разрешать. В качестве одного из наиболее эффективных методов урегулирования конфликтов выступают восстановительные техники (медиация).
Согласно Федеральному закону от 27 июня 2010 года № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимое лицо либо независимые лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Медиация альтернативна любому директивному способу разрешения споров, когда спорящие стороны лишены возможности влиять на исход спора, а полномочия на принятие решений по спору делегированы третьему лицу.
Принципы медиации:
- Добровольность участников медиации                              
- Равное право для сторон
- Беспристрастность
- Нейтральность медиатора
- Конфиденциальность 
Важнейшими в восстановительном подходе являются понятия ущерба и ответственности. Ущерб понимается широко – что было нарушено или разрушено (в том числе отношения). Наличие этого ущерба воспринимается пострадавшей стороной как несправедливость. При восстановительном  подходе фокус внимания направляется не на наказание виновного, а на заглаживание вреда, восстановление справедливости. «Поиск виноватого» не способствует взаимопониманию и урегулированию конфликта в отличие от обсуждения причиненного вреда и совместного поиска путей его исправления. Снимается эффект сопротивления.
Стратегическая цель внедрения медиативного подхода обозначена в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р, в которой отмечается необходимость «…оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных…». Это случится тогда, когда в нашем обществе ценным станет умение конструктивно обсуждать конфликты и договариваться.


Семинар в рамках деятельности базовой площадки Института развития образования и МИП

16 марта 2018 года на базе МУ Центр «Содействие» в рамках деятельности базовой площадки Института развития образования и МИП состоялся второй семинар «Развитие морального сознания и компетентности в решении проблем нравственного выбора у обучающихся и воспитанников».
Ведущие семинара: И.Г. Назарова, заведующий кафедрой общей педагогики  и психологии и О.В. Чиркун, старший преподаватель кафедры.
Всего в мероприятии приняли участие 28 человек – представителей образовательных организаций Ростовского МР.
Первая часть семинара « Проектирование воспитывающей среды» проходила в форме работы в малых группах. Участники описали компоненты воспитывающей среды Ростовского муниципального района, их «плюсы» и «минусы» и предложили социально-значимые проекты для восполнения выявленных дефицитов среды.
Результаты: Повышение количества мероприятий, направленных на вовлечение детей в активную общественную жизнь. Участники  семинара оказались едины в том, что одним из средств устранения дефицитов воспитывающей среды в Ростовском муниципальном районе является создание служб медиации. Вторая часть семинара была посвящена опыту деятельности служб медиации Ростовского МР. Ведущие актуализировали знания участников о видах восстановительных техник, их преимуществе перед традиционными методами разрешения конфликтов в образовательной среде (конфликтные комиссии и т.п.), отметив, что основная альтернатива восстановительного подхода состоит в отсутствии директивности при разрешении того или иного случая. Далее педагог-психолог И.В. Веретенцева познакомила участников с опытом работы службы медиации (примирения) в Центре духовного возрождения п. Семибратово. В заключение семинара-практикума участники заявили о своей потребности практической проработки методик применения круга сообществ и семейной конференции.


 

Cеминар «Развитие морального сознания и компетентности в решении проблем нравственного выбора у обучающихся и воспитанников

14 февраля 2018 года в рамках деятельности муниципальной инновационной площадки «Развитие муниципальной Службы медиации в образовательной среде Ростовского муниципального района» состоялся семинар на тему: «Развитие морального сознания и компетентности в решении проблем нравственного выбора у обучающихся и воспитанников». Семинар был организован на базе МОУ СОШ № 3 г. Ростова кафедрой общей педагогики и психологии ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» г. Ярославля и Центром  «Содействие». Ведущий: Назарова Инна Григорьевна, зав. кафедрой общей педагогики и психологии ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования».
В семинаре  приняли участие 34 специалиста из образовательных организаций Ростовского муниципального района.
На семинаре был рассмотрен алгоритм рассмотрения конкретного случая (конфликта), с целью подбора метода проведения восстановительной процеду-ры: участники конфликта, суть конфликта, способы решения проблемы (классические), альтернативные способы решения конфликта. Также была рассмотрена методика проведения семейной конференции.
Семинар способствовал повышению профессиональной компетенции специалистов образовательных организаций Ростовского муниципального района в области реализации медиативного и восстановительного подхода.


 

Подведение итогов деятельности муниципального ресурсного Центра 

31 января 2018 года специалисты МУ Центр «Содействие» М.П. Бланк, И.Н. Зорина на совещании руководителей муниципальных образовательных организаций Ростовского муниципального района представили результаты проектной деятельности за 2017 год в статусе муниципального ресурсного центра по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних.
Комплексный подход в решении проблем профилактики и научное сопровождение Проекта Институтом развития образования Ярославской области  позволили за данный период повысить эффективность работы в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних в образовательной среде Ростовского муниципального района; внедрения медиативных практик; а также повысить психолого-педагогическую грамотность родителей (законных представителей) по вопросам воспитания детей, профессиональную компетентность педагогов и других специалистов системы профилактики муниципального района и в целом снизить подростковую преступность на 38%.


 

 

На областном Фестивале детских служб медиации (примирения) 

16 ноября 2017 года Н.Г. Демичева совместно с представителями ОДН и ЗП и МОУ Семибратовская СОШ приняли участие в мероприятии, на котором подводились итоги областного фестиваля детских служб медиации (примирения). 
Всего в Фестивале приняло участие около 200 человек, в том числе гости из образовательных организаций г. Иваново. Торжественное награждение лауреатов и победителей осуществили начальник Управления по социальной и демографической политике Правительства ЯО Марина Валерьевна Башмашникова и первый заместитель директора департамента образования ЯО Светлана Викторовна Астафьева. Особый подарок подарили детские творческие коллективы.
От всей души поздравляем коллег из области, особенно близкий нам Центр – МУ «Городской центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» г. Ярославль, чей мастер-класс по теме «Школьный буллинг и кибер-моббинг. Актуальные вопросы и способы профилактики» был особо востребован. Благодарим И.Г. Назарову за приглашение на такое полезное мероприятие/


Обучение волонтерских отрядов Ростовского МР

16 ноября 2017 года специалисты МУ Центр «Содействие» организовали и провели на базе МАУ «Городской центр молодежи  и спорта» г. Ростова тренинговые занятия для молодежных волонтерских отрядов  Ростовского муниципального района.  
Участниками тренинга в этом году стали 30 детей и 6 взрослых, представляющих свои волонтерские команды:
«Позитив» – МОУ гимназия им. А.Л.Кекина), «Альтруисты»  - МОУ СОШ №2,
«Стимул» – МОУ СОШ №3, «Волонтеры» – МОУ СОШ №4,
«Феникс» – МОУ Семибратовская СОШ, «Мы» – МАУ «Городской центр молодежи и спорта».
Ведущие курса: О. В. Дувакина, Д. С. Зеленкова, Д. Н. Малова – педагоги-психологи МУ Центр «Содействие»
Данное мероприятие состоялось в рамках реализации муниципальной целевой программы «Профилактика безнадзорности, правонарушений и защита прав несовершеннолетних» на период 2015-2017 годы и при поддержке ОДН и ЗП.
Цель занятий – подготовка волонтеров для работы в среде сверстников и детей более младшего возраста.
В ходе  программы состоялась презентация   волонтерских отрядов:  Затем  педагоги Центра с детьми  провели тренинговые занятия, включающие в себя дискуссионные, ролевые игры, моделирование и анализ проблемных ситуаций; совместное обучение детей и взрослых и др.
Занятия направлены на повышение осведомленности участников в сфере первичной профилактики; обучение участников навыкам ведения профилактической работы со сверстниками и младшими школьниками; формирование у подростков стратегий и навыков эффективного поведения; активной позиции; навыков «помогающего поведения. Феномен «помогающего поведения» выступает базой общественной активности, создает атмосферу, располагающую к добровольческой деятельности, уважению друг к другу, взаимопомощи.
В конце занятий с участниками было проведено анкетирование с целью оценки эффективности проведённого тренинга. Наиболее важным для них стало:
80% – интересные игры и задания;
52% – знания, полученные на мероприятии (навыки  противостояния давлению, оказания эмоциональной поддержки и др.);
29% – обсуждение важных тем;
16% – новые знакомства;
13% – доброжелательная, приятная атмосфера.
Желаем командам успехов в дальнейшей волонтерской деятельности. Готовы всегда вам помочь в этой важной и нужной области"!


Участие в  I Межрегиональном форуме служб школьной медиации «Современная школа – безопасная среда для детей и взрослых»

29 сентября 2017 года в рамках деятельности Базовой площадки «Института развития образования» и муниципального ресурсного центра по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних заместитель директора Центра Н.Г. Демичева в составе делегации из Ярославской области  приняла участие в I Межрегиональном форуме служб школьной медиации «Современная школа – безопасная среда для детей и взрослых», организованном научно-методическим центром педагогической рискологии в г. Москва.
В работе форума приняло участие более 270 человек. В пленарном заседании с докладами выступали Богомолова И.М., зав. отделом профилактики асоциальных явлений и социально-педагогической поддержки детства министерства образования МО; Богуславский М.В., д.п.н., профессор, член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник ЦПР; Быкова М. В., научный сотрудник ФГБУ «Федеральный институт медиации» г. Москва; Коновалов А.Ю., разработчик концепции школьных служб примирения, сотрудник и член коллегии Межрегионального общественного Центра «Судебно-правовая реформа» г. Москва.
Также своим опытом работы в системе медиации в образовании поделилась Назарова И.Г., к.п.н., зав. кафедрой общей педагогики и психологии ГАУ ДПО Институт развития образования Ярославской области, научный руководитель базовой площадки Центра "Содействие".
В практической части форума для участников были проведены мастер-классы по медиативной практике: специалист Центра «Содействие» посетил мастер-класс МБОУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Мытищинский» – «Медиативный подход в разрешении конфликтных ситуаций в подростковой среде».
По завершению практической части были подведены итоги работы форума, установлены новые контакты.