Страница обновлена 09.11.2017

Программа развития инклюзивного образования детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО в Ярославской области

 
Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования. Понятие инклюзия (фр.inclusif-включаюший в себя, лат. include-включать, иметь в своем составе, англ. inclusion-включение) означает процесс включения объекта в некую целостность. Следовательно, термин «инклюзия в образовании» означает включенность, то есть доступность образования для всех в части приспособления образовательных условий к различным нуждам всех детей, в том числе и детей с особыми потребностями. Инклюзия обеспечивает полное вовлечение ребенка с особенностями развития в жизнь образовательного учреждения. Смысл инклюзии – не просто поместить ребенка в обычную группу на часть дня, или целый день, и таким образом изменить организацию пространства учреждения и воспитательно-образовательный процесс, а полностью вовлечь особого  ребенка в социум (С.В. Алехина, 2011).
Гарантии права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплены в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и других законодательных актах Российской Федерации

На современном этапе развития региональной системы образования одной из основных задача становится создания устойчивой, развивающейся, эффективно действующей региональной системы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровью в рамках реализации ФГОС ДО в образовательных организациях Ярославской области. Создание такой системы можно рассматривать как одно из основных условий и составляющих успешности интеграции и социализации детей с ОВЗ в общество.

С марта 2017 года специалисты МУ Центр "Содействие" с целью разработки и апробации инновационых продуктов, повышения качнства и доступности детей с ОВЗ, активно включились в инновационую деятельность в данном направлении в качестве соисполнителей РИП ДО ЯО МДОУ "Детский сад №109" г. Ярославль по теме: "Программа развития инклюзивного образования детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО в Ярославской области".
Цель Программы развития инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровью в рамках реализации ФГОС в дошкольных образовательных организациях Ярославской области: разработка и внедрение в практику инклюзивного образования с учетом образовательных потребностей, индивидуальных возможностей детей, видов образовательных организаций.
Задачи Программы:
- изучить, апробировать и распространить опыт в сфере реализации инклюзивной практики в дошкольных образовательных организациях Ярославской области,
-разработать модель формирования компетентностей инклюзивного образования для гибкого и адресного повышения профессионального уровня управленческого и педагогического состава образовательной организации,
- изучить и описать условия, которые необходимо создать в образовательной организации для обеспечения всем детям доступного и качественного образования.
 
Соисполнителями МУ Центр "Содействие" на муниципальном уровне станут следующие образовательные организации:  МДОУ "Детский сад №17" г. Ростов, МДОУ "Детский сад №16 р.п.Поречье", МОУ Марковская ООШ.

              

05.09.2018 Заседания психолого-медико-педагогической комиссии

Заседания психолого-медико-педагогической комиссии

 

Внимание!   Определен График проведения заседаний ПМПК  в 2018-2019 учебном году:
20 сентября (прием заявок закончен)
23 октября
15 ноября
11 декабря
17 января
31 января
19 февраля
28 марта
9 апреля 
7 мая

Подробности по телефону: 7 41 81

29.08.2018 Специалисты Центра на Международном симпозиуме

 

Специалисты Центра «Содействие» учитель-логопед О.П. Петрова и учитель-дефектолог М.А. Гомоль приняли участие в Международном симпозиуме «Специфические языковые расстройства у детей: вопросы диагностики и коррекционно-развивающего воздействия», который проходил  в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ) с 23-26 августа 2018 года.
В симпозиуме участвовали 754 представителя научно-профессионального сообщества из 19 стран мира, включая Россию, Абхазию, Австралию, Болгарию, Бразилию, Великобританию, Германию, Грецию, Израиль, Казахстан, Канаду, Кипр, Монголию, Новую Зеландию, Польшу, США, США, Узбекистан, Украину, Эстонию.
В рамках симпозиума состоялись заседания секций, посвящённых изучению и коррекции нарушений устной речи, письма и чтения, проблемам речеязыкового развития разных категорий детей с ОВЗ, а также вопросам работы психолого-медико-педагогической комиссии.

20.06.2018 Семинар «Инклюзивные программы и музейные возможности»

1 июня 2018 года в рамках социального партнерства с ГМЗ «Ростовский кремль» и реализации социально-значимого проекта «Ты не один» специалисты МУ Центр «Содействие» приняли участие в семинаре «Инклюзивные программы и музейные возможности».
На встрече также присутствовали сотрудники музеев, педагоги-дефектологи, воспитатели образовательных организаций, специалисты учреждений культуры и молодежи Ростовского муниципального района и г. Ярославля. Ведущая встречи – партнер из Голландии, представитель музея в Амстердаме Mirjam Sneeuwlope.
На семинаре был представлен международный опыт работы музеев с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Мирьям рассказала об опыте работы Амстердамского музея по инклюзивным программам.  
Вопросы инклюзии в понимании современного общества в Голландии изучают более 30 лет. К инклюзии в обществе  интерес есть. И музеи в этом участвуют. С целью увеличения числа посетителей музеев  г. Амстердам и создания условий для успешной адаптации людей с ОВЗ музейные работники используют клубные формы работы. Руководство музея  понимает значимость работы и заинтересованность в организации клубной работы, поддерживает ее. Также разрабатываются специальные программы, в том числе с использованием  современных информационно-коммуникационных технологий.
Музейные работники проходят специальную подготовку, разрабатывают  инклюзивные программы. Разработка  осуществляется на основе глубокого анализа возникшей определенной проблемы, изучения интересов определенных групп  людей, их особенностей здоровья и т.д. Программы составляются на простом и понятном языке для той и или иной группы- пожилых людей, подростков, и т.д. Практикуется работа гидов из числа  людей с ОВЗ. На данный период в Голландии также актуальна проблема  расстройств аутистического спектра. Поэтому музеи Голландии активно работают с данной категорией людей- детей и взрослых, используют специальные инклюзивные программы.
В работе музеев  сотрудниками практикуются встречи с интересными людьми, искусства, театра и других профессий сферы культуры и общественными деятелями
Мирьям подчеркнула, что главной  ценностью для музея является не сам музейный экспонат, а человек, посетитель музея, его опыт, чувства, мысли и ценности, его интерес и процесс формирования отношения к музейному предмету и отношений в сообществах и клубах, проявления активности и индивидуальности.
В заключение семинара участники обменялись опытом работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Так, директор МУ Центр  «Содействие» М.П.Бланк  рассказала о взаимодействии с ГМЗ «Ростовский кремль» и Арт-студией «Зеленая полоса» в  процессе коррекционно-развивающей  работы с детьми с ОВЗ. Опытом работы заинтересовались сотрудники Ярославских музеев.

05.06.2018 Приглашаем детей и родителей на летние интересные мероприятия Проекта «Ты не один!»

В 2018 году МУ Центр «Содействие» участвовал в конкурсе социально-значимых  проектов, объявленного  Правительством Ярославской области, стал его победителем в сфере организации отдыха и оздоровления номинация «Равные права – равные возможности. Организация отдыха и оздоровления детей с ограниченными возможностями здоровья».
Целью Проекта является  создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей с ограниченными возможностями, их оздоровление и социализацию в обществе.
Задачи:
- Повышение уровня социальной активности, активной жизненной позиции ребёнка  с ограниченными возможностями здоровья.
-  Создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала ребёнка.
-  Развитие позитивных и малозатратных форм организации досуга. 
-  Повышение педагогической грамотности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, оптимизация внутрисемейных отношений.
-  Развитие социального партнерства  при сопровождении семей, воспитывающих детей с ОВЗ. 
В рамках Проекта планируется проведение мероприятий как на базе Центра, так и в других организациях, учреждениях г.Ростова и п.Борисоглебский:  МАУ «Городской центр молодёжи и спорта» г.  Ростов, МОУ ДО «Центр внешкольной работы», МАУ детский оздоровительный Центр «Борок», ГМЗ «Ростовский кремль». Примерная программа мероприятий.
Педагогами Центра будет организована работа не только с детьми, но и с родителями и педагогами других образовательных организаций. 
Мы ждем Вас по адресу:  Ярославская область,  г. Ростов, ул. Фрунзе д. 22 «А», информация по телефонам 7-41-81, 6-82-01

10.04.2018 Семинар-практикум «Инклюзивное образование как обеспечение доступа всех детей с ОВЗ к качественному образованию»

7 апреля 2018 года в рамках в декады инклюзивного образования специалисты МУ Центр "Содействие" провели для педагогов начальных классов, учителей, учителей-логопедов, дефектологов, воспитателей, старших воспитателей, заместителей директоров образовательных организаций Ростовского МР семинар-практикум «Инклюзивное образование как обеспечение доступа всех детей с ОВЗ  к качественному образованию».
Слушателям  предложен материал  об особенностях детей с нарушениями в развитии и работе с ними. В ходе работы были освещены некоторые аспекты «Закона об Образовании РФ», касающиеся детей с ограниченными возможностями здоровья и инклюзивного образования. В ходе проведения семинара была подробно разобрана новая терминология в образовании, касающаяся инклюзивного образования, также были рассмотрены вопросы понимания и принятия детской инвалидности, были даны характеристики детей с различными нарушениями в развитии. Участникам семинара  предложены разработанные педагогом Центра рекомендации по организации работы воспитателей с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации. В ходе семинара также были проведены тренинговые упражнения: участники прочувствовали себя ограниченными в ощущении окружающего мира (временно блокировалась функция одного из анализаторов). 
Также на семинаре была представлена адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ, которая разработана специалистами Центра и используется ими в работе.

09.04.2018 Возможности использования родителями методов сенсорной интеграции и гарденотерапии с детьми с ОВЗ

 6 апреля  2018 года в рамках  декады инклюзивного образования прошло  родительское собрание для родителей детей, посещающих коррекционно-развивающие занятия  в Центре на тему: «Коррекция познавательных  процессов с использованием метода сенсорной интеграции с элементами гарденотерапии у детей с ОВЗ». 
Собрание провела учитель-дефектолог Центра  Градова Маргарита Алексеевна, которая  познакомила родителей с методом сенсорной интеграции и гарденотерапии, и  их эффективном использовании в коррекционном процессе в работе с ребенком с ограниченными возможностями здоровья.
Сенсорная интеграция – это обработка поступающих от органов чувств ощущений, их структурирование и упорядочивание получаемой таким образом информации для последующего адекватного ответа.
Гарденотерапия – означает garden (сад, растения): терапия – лечение, т.е. лечение садом, растениями. Цель гарденотерапии – улучшить физическое и психическое состояние ребенка.
Родителям был представлен комплекс специальных игр и упражнений, направленных на улучшение сенсорной интеграции.
В конце собрания родителям был предложен буклет с рекомендациями по воспитанию и обучению детей с ОВЗ, а также было проведено обсуждение родителями данной проблемы.

02.04.2018 Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

2 апреля ежегодно отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Он был установлен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 2007 года, в которой была выражена обеспокоенность высокой численностью детей, страдающих аутизмом.
Аутизм — это постоянное нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни и является следствием неврологического расстройства, сказывающегося на функционировании мозга. Аутизмом страдают преимущественно дети независимо от пола, расовой принадлежности или социально-экономического положения. Для аутизма в первую очередь характерны уникальные особенности в плане социального взаимодействия, сложности в повседневном общении и нестандартный способ обработки информации от органов чувств.
Поведение детей с аутизмом характеризуется также жесткой стереотипностью — от многократного повторения элементарных движений (потряхивание руками или подпрыгивание) до сложных ритуалов, и нередко деструктивностью (агрессия, самоповреждение, крики, негативизм).
По данным органов здравоохранения США, расстройства аутистического спектра встречаются у одного из 68 детей в мире, тогда как еще три года назад соотношение было 1 к 88. По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно число детей с аутизмом увеличивается на 13%. В России на данный момент нет достоверной статистики о количестве детей и взрослых с расстройствами аутистического спектра.
Причины этого расстройства до сих пор исследуются, в числе основных называются генетические и экологические, то есть наследственность и влияние окружающей среды.
D Ростовском муниципальном районе также есть дети с подобными расстройствами.  Педагоги МУ Центр «Содействие» оказывают им консультативную и коррекционно-развивающую помощь.
Со 2 по 18 апреля 2018 года в Ярославской области проходит декада инклюзивного образования . МУ Центр «Содействие» примет участие в Декаде. На базе Центра пройдут родительское собрание для родителей детей, посещающих коррекционно-развивающие занятия  в Центре «Коррекция познавательная процессов с использованием метода сенсорной интеграции с элементами гарденотерапии у детей с ОВЗ» и семинар-практикум для педагогов начальных классов, учителей предметников, учителей-логопедов, дефектологов, воспитателей, старших воспитателей, заместителей директоров образовательных организаций. Разработка индивидуальной образовательной программы в Центре».

09.02.2018 Семинар "Методы и приемы выявления актуального уровня развития познавательных процессов у детей в детском саду

6 февраля 2018 года в рамках инновационной деятельности по развитию инклюзивного образования в Ростовском муниципальном районе Екатерина Алексеевна Курганова, учитель – дефектолог МУ Центр «Содействие» провела на базе МДОУ «Детский сад № 16 р.п. Поречье – Рыбное» семинар – практикум на тему: «Методы и приемы выявления актуального уровня развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста». Активными участниками практикума был весь педагогический коллектив образовательной организации.
Основной целью встречи стало обучение воспитателей методам и приемам диагностики психических процессов у детей младшей, средней, старшей и подготовительной групп. В ходе работы были рассмотрены возрастные нормы детей данного возраста, требования к организации диагностических мероприятий, презентован опыт Центра «Содействие» по коррекционному мониторингу и даны рекомендации по его внедрению в условиях детского сада, предложены подборки наглядных средств для проведения диагностики детей дошкольного возраста.

24.01.2018 Особенности организации работы воспитателя с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации

23 января 2018 года в рамках инновационной деятельности Кургановой Е.А., учителем-дефектологом Центра «Содействие» на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения поселка Поречье было проведено семинарское занятие «Особенности организации работы воспитателя с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации». Слушателями был весь педагогический коллектив детского сада. Целью встречи стало расширение знаний и представлений об особенностях детей с нарушениями в развитии и работе с ними. 
В ходе работы были освещены некоторые аспекты «Закона об Образовании РФ», касающиеся детей с ограниченными возможностями здоровья и инклюзивного образования. Также подробно были даны характеристики детей с различными нарушениями в развитии, было приведено много практических примеров. Педагогами активно обсуждались освещаемые темы, задавалось много вопросов. Были разработаны и предложены педагогам рекомендации по организации работы воспитателей с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации. Подводя итоги встречи воспитатели детского сада выразили благодарность за интересный материал и предложили еще несколько встреч на базе детского сада.

17.01.2018 Понимание инвалидности в современной системе образования

16 января 2018 года рамках инновационной деятельности на стадионе «Спартак» было проведено семинарское занятие с элементами тренинга для педагогов дополнительного образования на тему «Понимание инвалидности в современной системе образования».
Целью мероприятия было расширение представлений участников семинара о месте «инвалидности» в системе современного (инклюзивного) образования.
На мероприятии присутствовали 12 человек.
В ходе проведения семинара была подробно разобрана терминология, касающаяся инклюзивного образования, также были рассмотрены вопросы понимания и принятия детской инвалидности, были даны характеристики детей с различными нарушениями в развитии. В качестве элементов тренинга были предложены упражнения, направленные на то, чтоб участники почувствовали себя ограниченными в ощущении окружающего мира (временно блокировалась функция одного из анализаторов). После проведения упражнений участники делились ощущениями от упражнения, где все педагоги говорили о том что присутствовало сильное ощущение дискомфорта. Подводя итоги встречи участниками семинара было озвучено, что взгляд на людей, и особенно детей, с инвалидностью изменился, изменилось понимание личности инвалида и его проблем.

1 | 2