Центр психолого-медико-социального сопровождения детей (МОУ ЦПМСС) г. Ростова является муниципальным образовательным учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
МОУ ЦПМСС детей – единственное учреждение подобного типа в системе образования Ростовского МР (тогда он назывался Центр психологической помощи), учреждён Управлением образования администрации Ростовского муниципального района, функционирует с 1 сентября 1995 г., несколько раз меняя месторасположение, название и свою направленность.
Основным направлением деятельности Центра в первые годы была просветительская работа с целью повышения психолого-педагогической грамотности населения. В те годы психологическая служба района ещё только зарождалась, и впервые было создано специализированное учреждение, в котором оказывались принципиально новые виды услуг для образовательных учреждений, родителей, педагогов, детей.
Коллектив Центра состоял из 5 специалистов – 4 педагога-психолога, 1 учитель-логопед. В настоящее время педагогический коллектив насчитывает 14 специалистов.
С 2002 года в нашем Центре произошли значительные изменения: Центру было передано здание бывшего детского сада, к тому времени требующее капитального ремонта, в котором Центр находится в настоящее время. Полностью поменялся административный состав и в два раза увеличился штат сотрудников. Все эти изменения привели к расширению видов деятельности и развитию новых перспективных направлений. Была отлажена система взаимодействия с образовательными учреждениями района по оказанию психолого-педагогической помощи по заявкам учреждений, реализация каталога услуг.
В основе взаимодействия с сельскими школами была реализация программы выездной психолого-педагогической школы «Сельский ребёнок», основное назначение которой было оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи педагогам, детям и родителям сельских школ, не имеющих своих узкий специалистов. Благодаря наличию собственного транспорта наши специалисты могли мобильно оказывать услуги даже очень удалённым образовательным учреждениям. Автомобиль был получен Центром благодаря победе в конкурсе «Сотвори добро», проводившегося в рамках Президентской программы «Дети России».
Период с 2002 по 2004 год знаменателен ещё и тем, что в деятельности Центра выделяется отдельным направлением – профилактика употребления ПАВ детьми и подростками. Началось это с того, что 6 специалистов Центра прошли обучение в московском Центре профилактики аддиктивного поведения у детей и молодёжи Минобразования России, которое настолько повысило мотивацию и активизировало ресурсы педагогов на ведение профилактической работы, что результатом данного обучения стала разработка собственной образовательной программы подготовки педагогов-координаторов по профилактике употребления психоактивных веществ детьми и подростками «Преодоление». За разработку и реализацию образовательной программы «Преодоление» 3 специалиста нашего Центра были удостоены звания лауреата губернаторской премии за заслуги в сфере образования.
Вдохновлённые успехом, мы в то же время осознавали необходимость расширения сфер профилактической деятельности. Но это невозможно без привлечения научного потенциала, экспериментально-исследовательской деятельности. Наступил новый этап в жизни нашего Центра – работа в режиме базовой экспериментальной площадки Института развития образования. Нашими научным руководителями, вдохновителями, наставниками стали заведующая кафедрой общей педагогики и психологии ИРО, кандидат психологических наук Инна Григорьевна Назарова и Александра Николаевна Логинова, в то время руководитель информационно-методического центра по профилактике употребления психоактивных веществ Института развития образования.
Четыре года деятельности базовой площадки прошли очень быстро, творчески и увлекательно. Наш коллектив уже не мог жить без инноваций. На базе Центра создается и активно развивается служба сопровождения приемных (замещающих) семей, которую возглавила Севрюкова Татьяна Витальевна, в состав службы также вошли педагоги-психологи Центра и социальный педагог. Созданная модель службы сопровождения стала победителем губернаторского конкурса инновационных моделей семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При поддержке Департамента, управления образования и института развития образования мы вышли на новый уровень в области сопровождения приемных семей и стали создавать муниципальную модель психолого-педагогического и медико-социального сопровождения приемных семей в Ростовском районе в режиме региональной экспериментальной площадки.
За 20 лет работы мы накопили большой опыт в различных областях деятельности. Наш опыт, наши интеллектуальные продукты востребованы не только в Ярославской области, но и за ее пределами. Специалисты нашего центра являются экспертами профессиональной деятельности педагогов района и области, а также входят в экспертный совет программно-методических материалов, печатной, видео, аудио и другой продукции по вопросам профилактики употребления психоактивных веществ, предназначенной для использования в образовательных учреждениях Ярославской области.
Также наш Центр является базой практики для студентов психологических, социально-педагогических, дефектологических специальностей Ростовского педагогического колледжа, Ярославского государственного педагогического университета имени Ушинского, Ярославского государственного Университета имени Демидова.