Страница обновлена 17.04.2020

Муниципальное учреждение Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Содействие" г. Ростов

Страница обновлена 17.04.2020
Муниципальное учреждение Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Содействие" г. Ростов

«Возможно, изоляция – это последний раз, когда мы с детьми так надолго остаёмся вместе»

Представляем вашему вниманию мнение доктора педагогических наук, директора Института неформального образования INO и школы «Апельсин» Димы Зицера.
В первую очередь для большинства детей всё это – время приключений, возможностей, событий. Школа, кружки и секции стали дистанционными. И всё это пройдет безопасно для детей только при одном условии – если свои взрослые адекватно себя ведут.
Надо понимать, что нельзя жить так, будто это выходные, растянувшиеся на месяц. Это не выходные. Это новая реальность для всего человечества, в которой никто никогда не был. В новой реальности, нельзя делать вид, что она не изменилась. Это самая главная ошибка и родителей, и учителей, и всех остальных.
Многие мемы и картинки о трудностях с детьми в изоляции – вызывают противоречивые чувства. Да, на любые темы можно говорить, над многим смеяться. Но речь ведь идет о том, что мы, взрослые, оказались в новых для себя обстоятельствах с детьми, которым не хватает позитивного общения с нами, а мы всей взрослой толпой плачем или ржем в соцсетях над трудностями домашнего обучения, воспитания и взаимодействия. Да, мы стремительно попали в эту ситуацию, не успев сориентироваться. Но дети ведь точно в таком же положении, да еще и зависят от нас.
Главная ошибка всех взрослых сейчас – это, то, что мы детям (да и самим себе) предлагаем сплошное ожидание того, что затянувшиеся «нерабочие дни» закончатся и вот тогда, мы, наконец, отдохнем. Но в смысле – «отдохнем»? Мы опять «плюнем» на детей и убежим по своим делам, пусть даже и «ради них же».
А сейчас у нас есть возможность побыть с ними, насладиться друг другом. Важно просто перестроиться, принять новые обстоятельства.
Может выясниться, что мы, бесконечно говорящие о родительских функциях, вообще не понимаем, что это такое. Не умеем друг друга поддерживать. Умеем только подавлять. Мы не исходим из того, что человеку, с которым мы живем, сейчас тоже сложно, а может, и сложнее – в силу меньшего опыта, возраста. И мы в этот момент делаем его жизнь намного сложнее, делаем ее хуже.
Ребенок, например, находится в ситуации дистанционного обучения, а мы вдруг подскакиваем и начинаем «наезжать»: «Ничего себе, да ты, оказывается, вообще ничего не знаешь!» Вот что мы в такие моменты делаем? Что улучшаем? Вместо того чтобы поговорить, объяснить, поддержать, обнять.
Сейчас есть время просто узнать поближе своего ребенка, принять его интересы. Это же ваш любимый человек, и разделить с ним какое-то удовольствие – это большое счастье. Доступное нам здесь и сейчас.
Как родителям вдохновлять детей? Ну, а как вы вдохновляете тех, в кого влюблены? Вы их обнимаете, поете песенки, подкладываете вкусную часть пироженки, веселите их или утешаете, интересуетесь ими. Вы стараетесь сделать так, чтоб им было легко, комфортно и немножко беззаботно. Это и есть то, что должны делать родители. Это родительская функция.
Возможно, это вообще последний раз, когда вы со своими детьми остаетесь вместе на такой длительный период. Первый был, когда дети были грудничками, а этот – второй, он подарен вам судьбой. Возможно, такого не будет больше никогда. И, наверное, можно постараться сделать так, чтобы дети вспоминали это время, когда с мамой и папой можно было никуда не спешить, разговаривать, обниматься, смеяться, грустить, валяться на диване, готовить вместе что-то вкусное, когда родные и близкие целиком были на их стороне, с ними заодно.

Берегите себя и своих близких!


В публикации использованы материал Д. Зицера на mel.fm