Детская одаренность
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Портрет одаренного ребенка: ранняя речь, хороший словарный запас, отличная память (особенно долговременная), яркое воображение, включение элементов игры в выполнении задач, оригинальность мышления (абстрактность), устойчивое внимание, собранность, легко усваивает информацию, наблюдателен и любознателен, любит читать книги, испытывает потребность в повышенном внимании со стороны взрослых, изоляция от сверстников, трудности развития эмоциональной сферы (опережающее умственное развитие, предпочтение одиночества и предмета своего интереса, чем общения), характерны преувеличенные страхи, повышенная чувствительность, уязвимость, нетерпеливость.
Одаренный ребенок проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его. Не боится отличаться от других. Конструктивно критичен. Склонен к рискованным действиям. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов, обладает хорошим чувством юмора. Стремится в своих делах достичь совершенства.
Одаренный ребенок испытывает обостренное чувство справедливости, предъявляет высокие требования к себе и к окружающим, нередко развивается негативное самовосприятие.
Но кроме достоинств у одаренных детей могут возникать следующие проблемы:
- неприязнь к школе;
- погружение в философские проблемы;
- несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием;
- стремление к совершенству;
- ощущение неудовлетворенности;
- сверхчувствительность;
- нетерпимость;
- низкая продолжительность сна.
Выделяют следующие виды одаренности: интеллектуальная, творческая, академическая (научная), художественно-изобразительная, музыкальная, литературная, артистическая, техническая, лидерская, спортивная.
Важно удовлетворять детские потребности:
- предоставляйте ребенку как можно больше возможностей самостоятельно принимать решения, организовывать свою деятельность;
- в открытом доступе у него должны быть самые разнообразные материалы;
- если ребенок чем-то увлеченно занимается, не останавливайте его, дайте ему возможность выполнить план;
- больше общайтесь с ребенком.
Если ребенок начинает плохо себя вести:
- ему скучно, то предложите более сложные задачи;
- изобретает свои действия, противоречащие принятым – разрешите, ели это не угрожает его безопасности;
- злится, если его прерывают – дайте ему больше времени для выполнения самостоятельной работы;
- не любит получать указания – дайте возможность самостоятельно распоряжаться своим временем и решать как и когда делать те или иные дела.
Вниманию родителям! Важно: не пытаться переносить на ребенка собственный набор увлечений, интересов; не давать ребенку готового ответа, дайте возможность ребенку дойти до сути самому. Поддерживайте желание ребенка что-то созидать, осуществлять определенные действия, интерес к новизне. Чаще гладьте ребенка по голове, прикасайтесь, прижимайте его к себе. Чрезмерная забота делает ребенка нервным и застенчивым, а доброжелательная обстановка поможет ему быстрее адаптироваться к обществу. Помните, что причины раздражительности ребенка – в его окружении и воспитании. Важно выявить причины его расстройства, устранять, а не подавлять. Не обсуждать недостатки ребенка в присутствии других детей, посторонних людей. Когда ребенок увлеченно играет один, постарайтесь не беспокоить его, чтобы не разрушить мир, который он создал в своем воображении. Развивайте у ребенка самостоятельность, самодисциплину, навык самоуправления. Неуспех важно анализировать вместе с ребенком. Обеспечить общение с другими детьми. Преодоление препятствий дает ребенку ощущение радости, снимая страх перед неизвестным, закаляет волю.