Страница обновлена 16.04.2020

Муниципальное учреждение Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Содействие" г. Ростов

Страница обновлена 16.04.2020
Муниципальное учреждение Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Содействие" г. Ростов

Как успокоить взрослого и ребенка: что работает, а что – нет?

Метод утешения одинаково действует на людей любого возраста. Есть два способа успокоить человека – действенный и бесполезный.
Это можно рассмотреть на простом примере: Дети мирно гуляли на площадке. Вдруг раздался громкий голос девочки: «Ну, перестань уже! Хватит! Прекрати!» Она пыталась успокоить сверстницу, которая отчаянно плакала. Причиной слез и негативных эмоций стал чудесный воздушный гелиевый шар в виде единорога, который был уже высоко в небе…Девочка от всей души пыталась успокоить подругу, но, как видим, что-то пошло не так – обладательница единорога плакала все сильнее.
Папа первой девочки, поняв ситуацию, отозвал дочку, быстро ее проинструктировал и вновь отправил успокаивать.
Дочка подошла к подружке и сказала: «Грустно тебе, да? Понимаю — такой классный единорожка был. Я бы тоже плакала, если бы у меня такое же случилось». И, представьте себе, девочка стала успокаиваться. Уже через минуту она перестала плакать, а затем они уже играли в догонялки.
Итак, что работает, а что – нет? 

Для начала разберемся, а что произошло.
Первый вариант успокоения («Хватит, прекрати!») оказался бесполезным. Но почему?
Дело в том, что у нас есть и нам нужны эмоции, в том числе и для общения. Они помогают нам передать другим важную информацию о себе. Они сообщают, что нам плохо, страшно, весело, интересно и так далее. Передавая любую информацию, мы, конечно же, надеемся быть услышанными. Мы надеемся, что человек эту информацию адекватно воспримет. И если другой не слышит нас (или мы понимаем, что нас не услышали), что остается? Правильно – усилить накал эмоции.
Мы, правда, хотим помочь, сделать «как лучше», чтобы человек успокоился, ему стало легче, и он перестал плакать. Потому что зачастую мы не умеем быть свидетелями чьих-то слез, не находим слов и решений, что делать с этими слезами и чувствами, что нужно сказать и… выбираем тот способ, который есть у большинства в арсенале еще из нашего детства – прекратить это немедленно.
Но теперь мы с вами знаем: любые успокоения, которые строятся на схеме «перестать переживать», работают не очень эффективно. А часто – в обратную сторону – усиливают переживания, которые дети и взрослые просто могут начать скрывать от вас.
Поэтому перейдем ко второму способу. Почему он работает?
По той же причине – человек понимает, что информацию о его состоянии приняли. Мои эмоции разделили. А раз так, что, по крайней мере, с этой задачей эмоции справились. Конечно, эмоции не исчезают полностью, но они сами собой слабеют.
Это очень важно. Мы признаем эмоции человека правомочными, не ругаем за них: «Да, ты имеешь на это право. Раз у тебя сейчас такие переживания, пусть они будут». Я с тобой, я тут, я рядом.
Часто возникает беспокойство – а что, если после такой нашей реакции человек будет страдать бесконечно? Это маловероятно. Человек, чьи эмоции поняли и приняли, успокаивается гораздо быстрее, чем тот, от кого требуют «перестать это чувствовать немедленно». Как только мы приняли эмоции другого, и он слегка успокоился – можно переходить к другим действиям. Раньше Вас просто не услышат.
Итак, схема успокаивания выглядит так:
1.    Что случилось?
2. Понимаю, как тебе тяжело/неприятно/страшно/грустно/больно. У меня было/было бы так же/ так бывает, случается…
3. Немного ждем, пока человек успокоится.
4. Хочешь (давай), мы вместе подумаем, что можно сделать в этой ситуации?
Это прекрасно работает не только с детьми, но и со взрослыми.
Будьте внимательны друг к другу – на самом деле – это просто…
 

Служба сопровождения замещающих семей     
с использованием материалов психолога Павла Зыгмантовича