Страница обновлена 16.04.2020

Муниципальное учреждение Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Содействие" г. Ростов

Страница обновлена 16.04.2020
Муниципальное учреждение Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Содействие" г. Ростов

О младшем школьном возрасте и школьной тревожности

Сегодня мы поговорим о младшем школьном возрасте и таком, беспокоящем вас, уважаемые родители, понятии как «школьная тревожность».
Как помочь своему ребёнку – школьнику если не избавиться от нее, то понизить до разумных пределов.
Возникновение школьной тревожности напрямую связано с психологическими особенностями младшего школьного возраста.
Каждый ребёнок, отправляясь в первый класс идёт выполнять свою главную в жизни деятельность (для ребёнка начальной школы ведущая деятельность возраста – учебная). И от того, как он с ней справляется, напрямую зависит его самооценка и эмоциональное благополучие.
Кроме того, в его жизни появляется очень важная фигура – учитель. Это тот, кто оценивает то, как он справляется с главным делом своей жизни. И если я хорошо учусь, и меня хвалят – я молодец!
Вот почему у детей, которые хорошо учатся – нет проблем с мотивацией. А вот у родителей школьников, испытывающих в силу разных причин трудности с учебной деятельностью – начинаются проблемы: «не хочет делать уроки», «не могу усадить», «капризничает», «говорит, что ничего не задали», «не хочет в школу», «швыряет тетради», «теряет тетради», «тянет время» и т.д.
 

Как помочь себе и своему ребёнку?
1. Ваш ребёнок не «вредничает» и не «доводит вас». Он скорее всего испытывает трудности, у него что-то не получается, и он не знает как себе помочь. Поэтому ваша задача – помочь ему справляться с учебной деятельностью более успешно. Вы сможете найти пути. При необходимости можно обратиться за помощью (к психологам, педагогам, дефектологам и др.).
2. Больше всего на свете ваш ребёнок боится того, что вы не будете его любить, если поймёте, что он не может хорошо учиться. И часто отказ от учебной деятельности – это детская попытка спрятать страх. Если ваш ребёнок будет чувствовать, что вы поможете ему и любите его, не смотря, ни на что, он успокоится. А это первый шаг к положительным изменениям.
3. Для ребёнка важно соблюдение равновесия: учитель должен учить и требовать, мама и папа – любить и помогать. Постарайтесь не подменять учителя и не превращаться в «злого крокодила». Тревога отключает мышление. Когда тревога сильна, мы бежим и спасаемся, не всегда здраво рассуждая. Оставайтесь для ребёнка надёжными взрослыми, которые знают, как помочь, вселяют уверенность.
4 Не всем дано отлично учиться. Но для человека важно ощущение, что у него получается и это видят другие. Хвалите ребёнка за его успехи, даже если они не дотягивают до идеала. Мы любим делать то, что у нас получается. Это и есть формирование мотивации. 
5. Лучше, если учебная деятельность не будет единственной в жизни вашего ребёнка. Он может быть успешен и чем-то другом: в спорте, танцах, пении, рисовании и т.д. Это еще один важный кирпичик в платформе его уверенности в собственных силах.
6. И последнее, для младшего школьника по-прежнему вы – главные фигуры в его жизни.  Чем меньше паники: «Я не знаю, что с тобой делать» и больше спокойствия и здравого смысла взрослых: «У всех бывают трудности. Я тебе помогу, мы вместе справимся», тем быстрее ваш ребёнок научится преодолевать трудности и тем крепче будут ваши отношения, особенно перед с вступлением в подростковый возраст, о котором мы поговорим в следующий раз.

С уважением, Светлана Дойкова
педагог-психолог МУ Центр «Содействие