Страница обновлена 27.07.2020

Муниципальное учреждение Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Содействие" г. Ростов

Страница обновлена 27.07.2020
Муниципальное учреждение Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Содействие" г. Ростов

Одарённый ребёнок – какой он?
Начнём с определения понятий.
Одаренность — это качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. 
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. 
Существуют две крайние точки зрения на феномен детской одарённости: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Ответ на этот вопрос отчасти зависит от того, что вкладывается в понятие детской одарённости.
 Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.  Однако при этом следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека): 
1.    Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии; для старшего подросткового возраста характерными являются различные формы поэтического и литературного творчества и т.п. 
2.    Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности. 
3.    Динамика формирования детской одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. Так, наряду с высоким уровнем развития тех или иных способностей наблюдается отставание в развитии письменной и устной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим — как отстающий в психическом развитии. 
4.    Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности. Очевидно, что в тех случаях, когда семья прилагает усилия по развитию ребёнка, он будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности по сравнению с ребенком, для которого не были созданы аналогичные условия. 
 Тем не менее, существуют признаки одаренности, которые можно наблюдать в реальной деятельности ребенка:
- Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности.
- Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело, занимаясь которым ребёнок проявляет поразительное упорство и трудолюбие.  
- Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. Часто   проявляется новаторство – использование новых эффективных приемов деятельности, заинтересованность в их поиске. Одаренный ребенок стремится к новым познавательным ситуациям, они его не только не пугают, а, напротив, вызывают у него чувство радости. Даже если в этой новой ситуации возникают трудности, одаренный ребенок не утрачивает к ней интереса.
  - Особый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей.  Это обеспечивает удивительную легкость перехода от единичного факта или образа к их обобщению.  
- Наличие своеобразного индивидуального стиля деятельности, склонность «все делать по-своему»,  способность практически мгновенно схватывать существенную деталь или очень быстро находить путь решения задачи.
   - Своеобразный тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений. 
- Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству. 
Тот или иной ребенок может проявить особую успешность в достаточно широком спектре деятельностей, поскольку его психические возможности чрезвычайно пластичны. Это создает условия для формирования различных видов одаренности. Различные подходы к определению видов одарённости будут рассмотрены нами в отдельной публикации.

Особенности личности одаренного ребенка

  Наличие одарённости нередко влияет на процесс социализации ребёнка.
  В ряде случаев одарённость не сопровождается дисгармонией в развитии других сфер. Одаренность с гармоничным типом развития можно назвать «счастливым» вариантом жизни ребенка. Такие дети отличаются соответствующей своему возрасту физической зрелостью. Их высокие, объективно значимые достижения в определенной предметной области органично сочетаются с высоким уровнем интеллектуального и личностного развития.
   Другое дело - одаренные дети с дисгармоничным типом развития.   Процесс становления одаренности таких детей почти всегда сопровождается сложным набором разного рода психологических проблем, в силу чего они могут быть зачислены в «группу риска». 
   Вопреки распространенному мнению о том, что одаренные дети хорошо успевают по всем школьным предметам, это не всегда так. Высокий уровень мотивации может наблюдаться лишь в тех областях знания, которые связаны с их ведущими способностями. При этом одаренный ребенок может не только не проявлять интереса к другим областям знания, но и игнорировать «ненужные», с его точки зрения, школьные предметы, вступая из-за этого в конфликт с учителями.
   Свои особенности у таких детей имеет и самооценка, представление о своих силах и возможностях. Вполне закономерен факт чрезвычайно высокой самооценки у этих детей и подростков. Однако иногда у особо эмоциональных детей самооценка отличается противоречивостью, нестабильностью — от очень высокой самооценки в одних случаях тот же ребёнок переходит к другой крайности, считая, что он ничего не может и не умеет. Повышенная требовательность к результатам своей деятельности может превращаться в мучительную и болезненную неудовлетворенность собой и результатами своего труда.
   Нередко у таких детей имеются проблемы в эмоциональном развитии. У большинства из них наблюдается повышенная эмоциональная чувствительность, имеющая избирательный характер, связанная со сферой их предметного интереса. События, не слишком значительные для обычных детей, становятся для этих детей источником ярких переживаний. Так, например, такой ребёнок может думать, что именно в нем кроется причина удач и особенно неудач, что приводит к переживанию острого чувства вины, самобичеванию, иногда даже к депрессивным состояниям.    Повышенная эмоциональная чувствительность в некоторых случаях проявляется в склонности к бурным эмоциональным реакциям. Эти дети могут производить впечатление истеричных, когда например критическое замечание вызывает у них незамедлительные слезы, а любой неуспех приводит к отчаянию. В других случаях их эмоциональность носит скрытый характер. Ребёнок, напротив, застенчив и сдержан, что приводит к появлению психосоматических нарушений (например, трудности засыпания, наличие навязчивых движений, тиков и т.п.).
Возможны трудности, связанные с саморегуляцией.    Для особо одаренных детей ситуация развития часто складывается так, что они занимаются только деятельностью, достаточно интересной и легкой для них, составляющей суть их одаренности. Любую другую деятельность, которая не входит в сферу их склонностей, большинство одаренных детей избегают, пользуясь снисходительным отношением к этому взрослых людей.    В конечном итоге возникает специфическая ситуация, когда особо одаренные дети, будучи в определенном отношении «трудоголиками», т.е. проявляя очевидную склонность к любимому труду, все же не умеют трудиться в тех случаях, когда от них требуются выраженные волевые усилия.
У части детей, исключительно одаренных в какой-либо одной области, нередко отмечается ярко выраженная неравномерность психического развития (диссинхрония).  Нередко особое познавательное развитие идет в каком-то смысле за счет других сфер.   Так у части детей с резко повышенными интеллектуальными и художественно-эстетическими возможностями часто отсутствуют сформированные и эффективные навыки социального поведения и возникают проблемы в общении. Это может проявляться в излишней конфликтности. Во многих случаях особая одаренность сопровождается необычным поведением и странностями, что вызывает у одноклассников недоумение или насмешку.    В результате таких взаимоотношений со сверстниками порождаются и еще более усиливаются проблемы общения. Это может приводить к своеобразной отчужденности ребенка от группы сверстников, и он начинает искать другие ниши для общения: общество более младших или, наоборот, значительно более старших детей или только взрослых. 
   Ряд педагогов также неоднозначно относятся к особо одаренным детям (однако все зависит от личности самого учителя). Некоторые особенности личности одаренных учеников вызывают у учителей негодование, которое может усиливаться из-за отсутствия чувства дистанции со взрослыми, что наблюдается у многих таких детей. 
   В целом возникает ситуация некоторой дезадаптации одаренного ребенка, которая может принимать довольно серьезный характер. 
Перечисленные особенности одарённых обучающихся оправдывают отнесение одаренных детей этого типа к группе повышенного риска. 

В заключение отметим, что как бы ни велика была роль наследственных факторов возникновения одаренности или влияние целенаправленного школьного обучения на развитие личности и одаренности ребенка, значение семьи всё-таки является решающим. Даже, казалось бы, неблагоприятные условия (плохой быт, недостаточная материальная обеспеченность, неполная семья и т.д.) не всегда препятствуют  развитию способностей ребёнка. Особенно важно для становления личности одаренного ребенка прежде всего качество детско-родительских отношений.
 

Развитию одаренности детей способствуют высокие познавательные интересы самих родителей, которые совсем не обязательно заняты в сфере интеллектуальных профессий. Однако в общении с ребенком они всегда выходят за круг бытовых проблем. В их общении с ребёнком очень рано представлена так называемая совместная познавательная деятельность — общие игры, обсуждение сложных задач и проблем. Часто родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения. Родители – это те главные люди в жизни ребёнка, которые способны  дать своим детям – признание и принятие их индивидуальности.

Педагог-психолог О.В. Дувакина