Ребенок проявляет агрессию: что делать?
Агрессия – не всегда явление отрицательное. Ведь она играет еще и защитную функцию – функцию самосохранения. Поэтому не стоит так категорично относиться к этому явлению. А вот агрессивность – это устойчивое свойство личности, которое выражается в стремлении насильственных действий (нанесение физического или психического вреда) другому человеку или самому себе. Агрессивность детей может проявляться в нанесении ударов кулаками родителям и незнакомым, а также в том, что ребенок мучает животных, бьет посуду, портит мебель, рвет тетради и т.п. Это уже то, что необходимо прекращать.
Причины агрессивности ребенка
• Эффект заражения агрессивным поведением при наблюдении за ним, то есть повсеместная демонстрация сцен насилия может послужить причиной. Сюда относится и телевидение, компьютерные игры, мультфильмы.
• Определенный стиль воспитания в семье также одна из возможных причин.
• Еще одна частая причина агрессивности - индивидуальные особенности ребенка. Ну и, конечно, социально-культурный статус семьи также влияет на агрессивность (С волками жить – по-волчьи выть).
• Часто неожиданные агрессивные реакции могут появляться в период возрастного кризиса. Если это поведение нетипично для ребенка и взрослых, тогда оно означает, что у него возникли определенные трудности и он нуждается в помощи окружающих.
• Еще одной причиной появления агрессивности может быть недостаток внимания к своей персоне со стороны окружающих. Ребенок действует так, чтобы удовлетворить свою потребность в общении и любви.
Много всего? Да. Но с большой уверенностью психологи утверждают, что решающее значение в становлении агрессивности как устойчивой черты личности ребенка играет семейная среда и воспитание.
Предупреждение агрессивных действий детей
- никогда не следует поощрять ребенка за проявленную агрессивность;
- в некоторых случаях такого ребенка успокаивает временная изоляция с кратким разъяснением причины;
- если конфликт возникает среди детей, то стоит «агрессора» временно остановить среди них: пусть почувствует, что такое проявлять агрессивность без явного повода для нее;
- если ребенок проявляет агрессивность по отношению к своим сестрам и братьям, то пусть они придумывают меру наказания и наказывают его (под контролем родителя);
- если ребенок готов к нанесению удара, то лучше быстро остановить его и резко предупредить: «Нельзя!».
Обращение с ребенком после агрессивного поведения
- подыскать адекватную форму наказания после четкого объяснения его поступка;
- искать выход по переориентации его энергии по социально правильному руслу;
- следует помнить: частые наказания неэффективны. А безнаказанность еще больше портит;
- придумать другие приемы переключения ребенка на новые виды отношений (игра, самообслуживание).
Как воспитывать ребенка, чтобы он умел справляться с агрессией
Одобряйте то поведение ребенка, которое Вы сами оцениваете как благородное, доброе, достойное и, естественно, не одобряйте агрессивное поведение, направленное на человека, животное, да, и предметы тоже (хотя, некоторые успокаиваются лишь, разбив пару десяток тарелок).
Определите границы дозволенного. Если ребенку позволяется все, то он и будет себе многое позволять.
Не применяйте физические наказания. Наказать всегда можно чем-нибудь другим, а лучше вместо наказания временно лишить ребенка чего-то хорошего.
Малыши во многом подражают родителям. Подавайте хороший пример. Если Вы будете требовать от ребенка одно, а сами вести себя противоположным образом, дитя вас просто не послушает.
Пресекайте любые проявления агрессивного поведения.
Давайте возможность ребенку «выпустить пар». (Подеритесь подушками, порвите бумагу, поиграйте в подвижные игры)
А самое главное: учите детей ЛЮБИТЬ окружающий их Мир!
Справиться с агрессивностью можно
- Терпением – это самая большая добродетель.
- Объяснением - объясните ребёнку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратким.
- Отвлечением - постарайтесь предложить ребёнку что-нибудь более привлекательное, чем-то, что он пытается делать.
- Неторопливость - не спешите наказывать ребёнка - подождите, пока поступок повторится.
- Наградами - если вы похвалили ребёнка за хорошее поведение, вместо того чтобы считать его обычным, то одно это пробудит в нём желание ещё раз услышать вашу похвалу.
Упражнения для проведения их родителем с ребенком в домашних условиях
Упражнение «Где живет гнев?»
Родитель: «Гнев может жить в любом месте твоего тела. Поищите его у себя. Что ты чувствуешь в этой части тела? (напряжение, тяжесть?). Приятно ли тебе от этих ощущений? А теперь нарисуй человечка, покажите место, где живет твой гнев, и раскрась его цветным карандашом».
Упражнение «Сколько во мне гнева?»
Перед ребенком ставится стакан, и родитель предлагает ему налить в него столько воды, сколько гнева ребенок чувствует в себе в данный момент. Подобное можно делать с воздушным шариком, надувая его до определенной степени Озвучивает свои действия.. («Мой шарик вот-вот лопнет»). Упражнение проводится для конструктивного выплеска агрессивности.
Упражнение «Застывшая скульптура»
Родителю можно инсценировать драку (между братьями или сестрами, другом, потасовка с родителем). При разыгрывании ситуации агрессору предлагается замереть, изображая глиняную скульптуру в застывшей агрессивной позе. «Жертве» или наблюдателям предлагается побыть скульптором и поменять что-то в этой скульптуре (положение рук, ног, выражение лица). Необходимо, чтобы получилась совсем другая скульптура – скульптура добрячка.
Малова Д.Н., педагог-психолог
МУ Центр «Содействие»