Роль семьи в развитии творческих способностей ребенка
Детство – прекрасная беззаботная пора. Именно в детстве человек менее всего стеснён рамками и правилами. Ребёнок сам выбирает, чем ему заняться, какой вид деятельности выбрать. Один малыш будет упорно катать машинку, перевозить на ней грузы, а другой – будет строить высокую башню из любых подручных материалов, а третий – изрисует фломастерами все новые обои на стене. Задача взрослого – дать ребёнку как можно больше возможностей и материалов для организации различных видов деятельности.
Большое значение для развития творческих способностей детей имеет семья. Красота во всем, что окружает детей дома, вызывает чувство радости, уверенности, укрепляет привязанность детей к родителям. Хорошо, если ребенок в семье имеет возможность развивать свои художественно-творческие способности: рисовать, лепить и т.д.
В процессе разнообразной деятельности формируются эстетические чувства ребенка, его творческие способности, развивается талант. Внимание к любому проявлению ребенком интереса, к какому - то виду деятельности со стороны родителей обязательно, особенно если этот интерес носит устойчивую форму. В таком случае детей надо поощрять, всячески стимулировать развитие их творческих способностей.
Однако, ребенок в семье не всегда имеет психологическую поддержку и возможность реализовать свои потенциальные возможности. Знают ли родители об индивидуальных особенностях, склонностях своих детей? Готовы ли поддержать искру любознательности, развить высокую познавательную активность в ребенке? К сожалению, не всегда.
Ответьте сами себе на ряд утверждений, которые связаны с удачным подходом к стимулированию позитивного умственного развития ребенка (автор Дэвид Льюис).
1. Я отвечаю на все вопросы ребенка насколько возможно терпеливо и честно.
2. Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.
3. Я организовал пространство, на котором ребенок может демонстрировать свои работы.
4. Я не ругаю ребенка за беспорядок в его комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.
5. Я предоставил ребенку комнату или часть комнаты исключительно для его занятий.
6. Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.
7. Я поручаю ребенку посильные заботы.
8. Я помогаю ребенку строить его собственные планы и принимать решения.
9. Я беру ребенка в поездки по интересным местам.
10.Я помогаю ребенку улучшить результат его работы.
11. Я помогаю ребенку нормально общаться с детьми из разных социальных и культурных слоев.
12. Я устанавливаю разумный поведенческий стандарт и слежу, чтобы ребенок ему следовал.
13. Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей.
14. Я никогда не наказываю ребенка унижением.
15.Я снабжаю ребенка книгами и материалами для его любимых занятий.
16.Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно.
17.Я регулярно читаю ребенку.
18.Я приучаю ребенка к чтению.
19.Я побуждаю ребенка придумывать истории, фантазировать
20.Я внимательно отношусь к индивидуальным потребностям ребенка.
21.Я нахожу время каждый день, чтобы побыть с ребенком наедине.
22.Я позволяю ребенку принимать участие в планировании семейных дел и путешествий.
23.Я никогда не дразню ребенка за ошибки.
24.Я хвалю ребенка за выученные стихи, рассказы и песни.
25.Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста.
26.Я разрабатываю практические эксперименты, чтобы помочь ребенку больше узнать.
27.Я позволяю ребенку играть со всяким хламом.
28.Я побуждаю ребенка находить проблемы и затем решать их.
29.В занятиях ребенка я нахожу достойное похвалы.
30.Я не хвалю его беспредметно и неискренне.
31.Я честен в оценке своих чувств к ребенку.
32.Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребенком в соответствии с его возрастом.
33.Я даю ребенку возможность действительно принимать решения.
34.Я помогаю ребенку быть личностью.
35.Я помогаю ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы.
36.Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей.
37.Я никогда не отмахиваюсь от неудач ребенка, говоря: «Я этого тоже не умею».
38.Я поощряю в ребенке максимальную независимость от взрослых.
39.Я верю в здравый смысл ребенка и доверяю ему.
40.Я предпочитаю, чтобы основную часть работы, за которую взялся ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если я не уверен в конечном позитивном результате.
Родительские амбиции и стремление ревниво сравнивать своего ребенка с другими часто оказывают давление на ребенка. Для большинства родителей возраст, в котором ребенок начинает читать, является индикатором уровня одаренности. В ряде случаев, достойных сожаления, чересчур настойчивые родители доводили дело до того, что их дети просто отказывались читать, используя отказ в качестве орудия пассивного сопротивления в манипулировании родительским вниманием и заботой. Применительно к таким ситуациям можно пожелать родителям проявлять поменьше настойчивости. Непосредственное исследование мира, в конце концов, сделает гораздо больше для привития ребенку привычки к чтению, чем насильственное освоение алфавита.
Если ребенок изъявляет желание читать - прекрасно! Если нет - успокойтесь мыслью о том, что интерес к этому проснется в ребенке позже. В большинстве случаев отсутствие развитых навыков чтения - это результат отсутствия интереса, а не способностей и не должно служить причиной излишней родительской озабоченности.
Всем известно, как важны первые годы в формировании отношения к учебе, они оказывают серьезное влияние на весь период школьного обучения. Поэтому жалобы ребенка на то, что ему скучно, заслуживают серьезного внимания. Родителям следует проанализировать школьные занятия и домашние задания, а также возможности дифференциации и постановки задач необходимого уровня сложности. Следует также заметить, что одаренные дети быстро усваивают этот прием (мне скучно!), чтобы просто не делать того, что им не нравится или порой трудно. Если жалоба на скуку повторяется слишком часто или в течение долгого времени, а родители во всем идут на поводу у ребенка, у него могут возникнуть серьезные пробелы в основах знаний. В некоторых случаях такое положение лишь маскирует неспособность учению.
Умеренность должна быть целью родителей в проявлении заботы о развитии продуктивных рабочих и учебных навыков ребенка. При этом нужно избегать неразумного давления на ребенка ради высших достижений как таковых. Задача родителей состоит в том, чтобы создать условия для усовершенствования детьми полученных в социуме навыков.
Малова Д.Н. – педагог-психолог
МУ Центр «Содействие»