Воспитание без конфликтов
Каждая семейная пара, имеющая ребенка, занимается воспитанием своего чада. А воспитание – дело тонкое. Существует масса способов добиваться желаемого при воспитании, но мы знаем – каждый ребенок индивидуален, и что работает с одним ребенком, то может не сработать с другим. При «несрабатывании» в семье между ребенком и взрослым легко разгораются конфликты. И это, как мы все знаем, очень вредит детско-родительским отношениям. Давай рассмотрим несколько вариантов бесконфликтной дисциплины.
Капризы
Родителю необходимо понимать причины капризов. Зачастую это «Борьба за внимание» или «Борьба за самоутверждение». Наиболее частая причина, из-за которой капризы повторяются - неверная реакция взрослых. Тенденция к капризам в известной мере вызвана некоторыми возрастными особенностями детей раннего дошкольного и младшего школьного возраста: неокрепшей нервной системой (недостаточная возможность выдерживать сильные или длительные раздражители, преобладание процесса возбуждения над торможением), слабой волей, эмоциональной возбудимостью, впечатлительностью. И все-таки основная их причина - неправильное воспитание.
Строгой, четкой, пригодной на все случаи жизни методики предупреждения и преодоления капризов нет. Однако в данном случае можно воспользоваться рядом воспитательных правил, следование которым поможет справиться с детскими капризами. Особенно важно исключить из арсенала родителей грубость, резкость, требования, выражающиеся в стремлении «сломить силой». Как только ребенок начинает капризничать, необходимо постараться отвлечь его от предмета, так взбудоражившего его, причем делать это необходимо ласково, чтобы он чувствовал родительскую любовь и заботу. Однако вознаграждать ребёнка чем-либо в этом случае нежелательно. Если не удалось переключить внимание ребенка на другой объект, имеет смысл оставить его в покое и сдержанно игнорировать его капризы. Следует позволить ему «отвести душу», потому что его гнев - это в определенной мере лишь попытка убедить окружающих в том, как «жестоко» с ним обращаются. Уступки ребенку могут иметь место только в том случае, если они педагогически целесообразны и оправданы логикой воспитательного процесса. Самыми эффективными способами «лечения» капризов являются те, которые «разоружают» ребенка, вынуждают понять, что взрослые никогда всерьез не отнесутся к его причудам, будут оставаться спокойными и равнодушными к его поведению, что бы он ни делал.
Главным направлением педагогической деятельности по профилактике капризов на всех возрастных уровнях является спокойный, без раздражительности тон общения с ним, тактичное внушение.
Шалость и озорство
Для предотвращения данных ситуаций необходимо раскрывать детям последствия их шалостей и озорства заранее, проговаривая это в примерах, сказках, как бы – ненавязчиво транслируя в подсознание ребенка. Если уж ситуация произошла с Вашим ребенком, в особых случаях разумно прибегать к осуждению случившегося, с целью предупреждения повторения.
Негативизм
Проявления негативизма у ребенка должны служить сигналом для родителей о необходимости изменить прежнее отношение к нему - в сторону укрепления и развития его самостоятельности. Однако часто взрослые пытаются «исправить» ребенка грубым его подавлением наказаниями. Это приводит к закреплению негативных форм поведения и дает начало формированию негативизма как черты характера.
Следует иметь в виду, что негативное отношение всегда возникает на почве эмоционального неблагополучия, поэтому негативизм не может быть устранен методами жесткого воздействия. Словесное воздействие в этих случаях теряет свою обычную силу: ребенок не реагирует на слова, тем более на окрик, раздражение, угрозу и т. п. Нужно время, чтобы ослабел след от неблагоприятного влияния и чтобы его ничто не подкрепляло. В дальнейшем нужно изменить направление и тактику воздействия на ребенка с учетом его возможностей и возрастных особенностей. К наиболее педагогически оправданным средствам предупреждения и преодоления негативизма следует отнести доброжелательные отношения в семье, чуткое, бережное отношение к переживаниям ребенка, устранение случаев несправедливости, разумную требовательность и уважительную форму обращения к нему в процессе взаимодействия.
Недисциплинированность
В младшем возрасте к незлостным ситуативным нарушениям дисциплины, как правило, приводят озорство, шалость. У подростков причиной таких проявлений являются повышенный уровень общественной активности и инициативности, не нашедших разумного выхода в общественно приемлемых видах деятельности и формах социального поведения. Причинами злостной недисциплинированности являются влияние асоциального окружения в микросреде, безделье, безнадзорность, озлобленность.
Задача родителей заключается в том, чтобы своевременно разъяснять детям сущность тех или иных нравственных категорий и норм, которые они могли бы без затруднений отличать от их антиподов. Целесообразным будет использование сочетание всех возможных дисциплинарных воздействий, которые описывались ранее в соответствии с ситуацией.
Своеволие
Своеволие возникает из-за стремления ребёнка самоутвердиться и неумения избрать для этого адекватные средства. Причины своеволия могут быть следующие: неправильно реализованное стремление ребёнка ко взрослости; несправедливость старших, прежде всего родителей. Нередко причинами своеволия выступают несдержанность, слабоволие, неумение ребенка владеть собой, особенно в состоянии физического или умственного переутомления. Определенную роль в проявлении своеволия играет неправильное воспитание, эгоизм ребенка, потакание его прихотям, непоследовательность требований к нему.
Основной путь профилактики - создание благоприятных условий в среде, окружающей ребенка, обстановки доброжелательности и доверия, а также преодоление педагогических ошибок, допущенных в семейном воспитании ранее.
Довольно распространенной ошибкой родителей в преодолении детского своеволия является чрезмерность, неадекватность силы воздействия, в результате чего они не только подавляют своеволие ребёнка, но и, добиваясь абсолютного, слепого послушания, уничтожают в самом зародыше его волю, способность к инициативным самостоятельным действиям. Следствием подобной педагогической тактики родителей может стать конформное поведение ребенка, который бездумно следует сверстниками и легко поддается негативному влиянию различных не всегда благовидных компаний. Детское «Я - сам!» должно служить своеобразным сигналом для родителей о необходимости уважительного отношения к зарождающейся личности. Одной из главных психологических причин, порождающих негативные проявления у детей, чаще всего бывает невнимание к их нуждам и потребностям, отсутствие заботы о них, а также несправедливое к ним отношение (незаслуженные обвинения, подозрения) оскорбления, наказания и т. п.).
педагог-психолог МУ Центр «Содействие»
Д.Н. Малова