Создание инновационной инфраструктуры по здоровьесбережению в образовательной среде Ростовского муниципального района
Необходимость активизации деятельности учреждений системы образования по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса определена на государственном и на локальном уровнях. В стандарте второго поколения одним из приоритетов является формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. В Ростовском муниципальном районе накоплен значительный и разнообразный опыт по здоровьесбережению в процессе обучения и воспитания. Однако, по-прежнему, остаётся неблагоприятной тенденция состояния здоровья детей. По результатам комплексного обследования школьников постоянно увеличивается количество детей, относящихся к третьей и второй группе здоровья, и снижается количество детей, относящихся к основной группе здоровья. Это свидетельствует о необходимости изменений и в содержании, и в организации деятельности по здоровьесбережению.
На оптимизацию взаимодействия образовательных учреждений, развитие социального партнерства и научно-методического потенциала в деятельности по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса направлен Проект создания инновационной инфраструктуры по здоровьесбережению в образовательной среде Ростовского муниципального района (презентация). Для разработки проекта была создана рабочая группа, в состав которой вошли представители управления образования, общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, ЦПМСС детей. Команда разработчиков прошла обучение в Институте развития образования по программе «Организация инновационной деятельности в образовательном учреждении».
Целью проекта является создание условий для сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса, формирования ценностного отношения к здоровью.
Инновационная инфраструктура по здоровьесбережению в образовательной среде будет способствовать решению следующих задач:
- Обеспечивать внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
- Оптимизировать систему физкультурно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях Ростовского МР
- Активизировать просветительско-воспитательную работу с обучающимися, направленную на формирование ценностей и установок на здоровый образ жизни.
- Повысить уровень информированности родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей
- И уровень профессиональной компетенции педагогов и специалистов в области здоровьесбережения.
Основная идея формирования инфраструктуры по здоровьесбережению состоит в создании и организации деятельности девяти муниципальных ресурсных центров на базе образовательных учреждений Ростовского района.
На начальном этапе формирования новой инфраструктуры был проведён анализ ресурсов образовательных учреждений по здоровьесбережению: информационных, интеллектуальных, кадровых, материально-технических. В ходе аналитической работы были определены образовательные учреждения, имеющие необходимые ресурсы, опыт экспериментальной деятельности, перспективы для того, чтобы стать ресурсными центрами. Далее, совместно с руководителями потенциальных ресурсных центров, в соответствии с основными задачами национальной образовательной инициативы «Наша новая школы» и исходя из приоритетов развития системы образования района были определены направления деятельности каждого ресурсного центра:
- Ростовская гимназия будет муниципальным ресурсным центром по «Проектно-исследовательской деятельности по здоровьесбережению»
- Семибратовская СОШ – МРЦ по организации качественного питания
- Петровская СОШ - по Рациональной организации уроков физкультуры и занятий активно-двигательного характера
- Шурскольская СОШ- по развитию семейных форм организации работы по пропаганде здорового образа жизни»
- Станция юных туристов – ресурсный центр по Организации массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий
- Средняя общеобразовательная школа №4 по «Духовно-нравственному развитию и воспитанию»
- Школа-территория здоровья – направление МРЦ Коленовской школы
- Детский юношеский центр «Ферон» в рамках ресурсного Центра будет работать над Использованием телекоммуникационных технологий при организации физкультурно-оздоровительной работы
- Профилактикой эмоционального выгорания педагогов будут заниматься специалисты Центра психолого-медико-социального сопровождения
Деятельность ресурсных центов регламентируется разработанным положением о муниципальном ресурсном центре (далее – МРЦ), в котором определены основные задачи, организация деятельности, а так же структура и управление муниципального ресурсного центра (МРЦ).
Следующим этапом создания инновационной инфраструктуры стало проведение проектного семинара для команд ресурсных центров в форме организационно-деятельностной игры «Проектирование деятельности муниципальных ресурсных центров по здоровьесбережению». Команды участников из ОУ познакомились с тремя моделями организации деятельности МРЦ: При реализации первой модели МРЦ оказывает услуги по своему направлению непосредственно участникам образовательного процесса учреждений района.
При реализации второй модели работа МРЦ направлена на обучение и информационно-методическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности педагогов других образовательных учреждений.
Может быть и смешанная модель деятельности МРЦ, включающая в себя оба направления.
В ходе проектного семинара каждый ресурсный центр определил для себя, по какой из моделей он будет развиваться, проанализировав имеющиеся и необходимые ресурсы для эффективного функционирования; определил целевую группу, которой будут предоставляться услуги ресурсного центра, спланировал основные мероприятия и предполагаемые результаты будущей деятельности, спроектировал инновационный продукт и пути его продвижения в образовательной среде.
По результатам семинара в первой декаде сентября каждый ресурсный центр получит техническое задание, в котором будут конкретизированы виды работы, содержание, основные технические требования к научно-методической продукции и формы предоставления промежуточных и итоговых результатов работы. На основании технического задания МРЦ разработают программу выполнения работ.
В результате создания инновационной инфраструктуры по здоровьесбережению будет разработана ресурсная карта района, отражающая все виды услуг и продуктов ресурсных центров и условия их получения другими образовательными учреждениями.
2011-2012 учебный год станет годом апробации новой инфраструктуры по здоровьесбережению. В наших планах отработать механизм взаимодействия ресурсных центров, учреждений образования и других организаций и сделать данную инновационную инфраструктуру эффективной и вариативной, востребованной в региональной системе образования.
Презентационные материалы: