Страница обновлена 08.08.2017

Муниципальное учреждение Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Содействие" г. Ростов

Страница обновлена 08.08.2017
Муниципальное учреждение Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Содействие" г. Ростов

Создание  инновационной  инфраструктуры  по  здоровьесбережению в  образовательной  среде  Ростовского  муниципального  района

Необходимость активизации деятельности учреждений системы образования по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса определена на государственном и на локальном уровнях. В стандарте второго поколения одним из приоритетов является формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.   В  Ростовском муниципальном районе накоплен значительный и  разнообразный  опыт  по здоровьесбережению  в  процессе  обучения  и  воспитания.  Однако, по-прежнему, остаётся  неблагоприятной  тенденция  состояния  здоровья  детей. По  результатам  комплексного  обследования  школьников  постоянно  увеличивается  количество  детей, относящихся  к  третьей  и  второй  группе  здоровья,  и  снижается  количество  детей, относящихся к основной  группе  здоровья. Это свидетельствует  о  необходимости  изменений и в содержании,  и в организации деятельности по здоровьесбережению. 

На  оптимизацию взаимодействия  образовательных  учреждений,   развитие  социального  партнерства и научно-методического  потенциала в  деятельности  по  сохранению  и  укреплению  здоровья    участников  образовательного  процесса направлен  Проект  создания  инновационной  инфраструктуры  по  здоровьесбережению  в  образовательной  среде  Ростовского  муниципального  района (презентация).  Для разработки  проекта была  создана  рабочая  группа,  в  состав  которой  вошли  представители  управления  образования, общеобразовательных  учреждений, учреждений  дополнительного  образования, ЦПМСС  детей. Команда разработчиков  прошла  обучение  в  Институте  развития  образования  по  программе  «Организация  инновационной  деятельности  в  образовательном учреждении».

Целью  проекта является  создание  условий  для  сохранения  и  укрепления  здоровья  участников  образовательного  процесса, формирования  ценностного  отношения  к  здоровью.

Инновационная  инфраструктура  по  здоровьесбережению  в  образовательной  среде  будет способствовать решению следующих  задач:

  1. Обеспечивать  внедрение  здоровьесберегающих  технологий  в  образовательный  процесс.
  2. Оптимизировать  систему  физкультурно-оздоровительной  работы  в  образовательных  учреждениях  Ростовского  МР
  3. Активизировать  просветительско-воспитательную  работу  с  обучающимися, направленную  на  формирование  ценностей  и  установок  на  здоровый  образ  жизни.
  4. Повысить  уровень информированности  родителей  по  вопросам  сохранения  и  укрепления  здоровья  детей
  5. И  уровень  профессиональной  компетенции  педагогов  и  специалистов  в  области  здоровьесбережения.

Основная  идея  формирования  инфраструктуры по  здоровьесбережению состоит  в  создании  и  организации  деятельности  девяти муниципальных  ресурсных  центров на базе образовательных  учреждений Ростовского района.

На начальном этапе формирования  новой  инфраструктуры  был проведён анализ  ресурсов  образовательных  учреждений  по  здоровьесбережению: информационных,  интеллектуальных, кадровых, материально-технических.  В ходе  аналитической  работы  были  определены  образовательные  учреждения, имеющие  необходимые  ресурсы, опыт  экспериментальной  деятельности, перспективы для того, чтобы  стать  ресурсными  центрами.  Далее,  совместно  с  руководителями  потенциальных ресурсных центров,  в  соответствии  с основными  задачами  национальной  образовательной  инициативы  «Наша  новая  школы»  и исходя из приоритетов развития системы образования района были  определены  направления  деятельности  каждого  ресурсного  центра:

  1. Ростовская гимназия будет муниципальным ресурсным центром по  «Проектно-исследовательской  деятельности  по  здоровьесбережению»
  2. Семибратовская СОШ  – МРЦ по организации качественного питания
  3. Петровская СОШ -  по Рациональной  организации  уроков  физкультуры  и  занятий  активно-двигательного  характера
  4. Шурскольская СОШ-  по  развитию  семейных  форм  организации  работы  по  пропаганде  здорового  образа  жизни»
  5. Станция юных туристов – ресурсный центр  по Организации   массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий
  6. Средняя общеобразовательная  школа №4 по  «Духовно-нравственному  развитию  и  воспитанию»
  7. Школа-территория  здоровья – направление МРЦ Коленовской школы     
  8. Детский юношеский центр «Ферон» в рамках ресурсного Центра будет работать над Использованием  телекоммуникационных  технологий  при  организации  физкультурно-оздоровительной  работы
  9. Профилактикой эмоционального  выгорания педагогов будут заниматься специалисты Центра психолого-медико-социального сопровождения

Деятельность ресурсных центов регламентируется разработанным положением  о  муниципальном  ресурсном  центре  (далее – МРЦ), в  котором  определены  основные  задачи,  организация  деятельности, а  так же  структура  и  управление  муниципального ресурсного центра (МРЦ).

Следующим этапом  создания  инновационной  инфраструктуры    стало  проведение  проектного  семинара  для  команд    ресурсных  центров  в  форме  организационно-деятельностной  игры «Проектирование  деятельности  муниципальных  ресурсных  центров  по  здоровьесбережению».   Команды участников из ОУ  познакомились  с  тремя моделями  организации  деятельности  МРЦ: При реализации первой  модели  МРЦ  оказывает услуги  по своему направлению   непосредственно  участникам образовательного процесса учреждений   района.

При реализации второй модели работа  МРЦ  направлена  на  обучение и информационно-методическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности педагогов других образовательных учреждений.

Может  быть  и  смешанная  модель   деятельности  МРЦ, включающая в себя оба направления.

 В ходе проектного семинара каждый ресурсный центр определил  для  себя,  по  какой  из  моделей  он  будет развиваться, проанализировав имеющиеся    и  необходимые ресурсы для эффективного функционирования; определил целевую группу, которой  будут предоставляться услуги ресурсного  центра, спланировал основные мероприятия и предполагаемые результаты будущей деятельности, спроектировал инновационный продукт и пути его продвижения   в образовательной среде.

По  результатам  семинара в первой декаде сентября каждый ресурсный центр получит техническое задание, в  котором будут конкретизированы   виды  работы, содержание, основные  технические  требования  к  научно-методической  продукции  и  формы  предоставления  промежуточных  и  итоговых  результатов  работы.   На  основании  технического  задания  МРЦ  разработают  программу  выполнения  работ.

В  результате  создания инновационной инфраструктуры по здоровьесбережению будет  разработана  ресурсная  карта  района, отражающая  все виды услуг и продуктов ресурсных  центров и условия их получения другими образовательными учреждениями. 

2011-2012  учебный  год   станет  годом  апробации   новой инфраструктуры по здоровьесбережению. В  наших  планах  отработать  механизм  взаимодействия  ресурсных  центров, учреждений  образования и других  организаций   и  сделать  данную  инновационную  инфраструктуру  эффективной и вариативной, востребованной в региональной системе образования.

Презентационные материалы: